Десять на десять. Как Петербург был центром современной культуры

Ровно десять лет назад – 28 июня 2014 года в Петербурге, точнее в Эрмитаже открылась Манифеста10 – кочующая по Европе биеннале современного искусства. Уже тогда было ясно, что это событие подводит итог функционированию в России института современного искусства, как его принято понимать в мире, и как его понимали здесь в предыдущие тридцать лет.

А именно, видя в нем функцию социального барометра, а художника как общественного деятеля, которые своими инструментами (будь то кисти и краски, видеокамера или собственное тело) искренне рассказывал людям об их проблемах, противоречиях, конфликтах. Иногда подсказывая пути их решения, но никогда не давая советов, тем более – четких указаний.

Но в те июньские дни, как точно заметила одна художница в разговоре со мной, «вы мечтали, что Петербург станет центром современной культуры? На четыре месяца он им стал». И мы оба согласились, что это праздник. Несмотря на то, что происходило за пределами многочисленных выставочных точек Манифесты10.

В тот год Эрмитаж отмечал 250 лет со времени своего основания, и тогда же было завершено приспособление под музейные цели восточного крыла Главного штаба. Манифеста10 заняла оба комплекса, где-то, как в Зимнем дворце, встраиваясь в пространства постоянной экспозиции, где-то как в Главном штабе, создавая собственные пространства. Именно там была помещена гигантская четырехэтажная инсталляция «Срез» Томаса Хиршхорна. Она показывала обрушенное здание, где в чудом сохранившейся наверху комнате, на стене висели картины Розановой, Малевича и Филонова (подлинники, разумеется). Все рухнет, русский авангард останется – утверждал, или, скорее, спрашивал художник.

Видео Франсиса Элиса «Лада «Копейка» демонстрировала, как художник на собственных «Жигулях» приезжает в СССР – страну своей мечты и разбивает ее (или мечту) о дерево в Большом дворе Зимнего дворца. Тут природа не пострадала за счет несложной комбинированной съемки.

Параллельная программа заняла здания Кадетского корпуса на Кадетской линии. Само попадание в ветхие постройки уже было событием, где на фоне ленинской мемориальной доски молодые российские художники размышляли о наследии, оставленном вождем.

В шикарных интерьерах Витебского вокзала состоялся восьмичасовой перфоманс Рагнара Кьяртанссона «Горе победит счастье». Художник в сопровождение пианиста и симфонического оркестра нежным голосом под трогательную мелодию на разные лады пел одну эту фразу. Бабушки, сидевшие на лавочках, украдкой утирали слезы платочками и старательно подпевали. Современное искусство, наконец, пусть на один день, соединилось с народом.

Фреска Павла Пепперштейна «Уголовник», созданная для Манифесты10, до сих пор украшает стену первого этажа Зимнего дворца. Найдете не сразу – в проходном зале между Школьным гардеробом и Большой церковной лестницей.

На днях стала известна полная программа Манифесты15, которая пройдет с 8 сентября по 24 ноября в регионе Барселоны. Впервые 16 выставочных площадок размещены в 12 городах. Среди 85 участников — один представитель СССР, кинорежиссер Дзига Вертов, что из него покажут пока не сообщено.

Любопытная деталь – если зайти на сайт Манифесты15, то там представлено избранное из шести предыдущих биеннале, в том числе работа Франсиса Элиса из петербургского издания Манифесты10.

  • Francis Alÿs, Lada «Kopeila» Project

Борис Вадимов