Детали, в которых весь дьявол. Репин в Академии

В Музее Академии художеств открылась выставка «Репин. Детали». Причина появления этого проекта – проста и неизбежна. Начинается первая большая реставрация главного дома в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты», который был воссоздан в 1962 году. Естественно, что вся мемориальная экспозиция, которую летом в 1941 года удалось эвакуировать и сохранить, сейчас покинула Пенаты. Кроме того, в 2024 году исполнилось 180 лет со дня рождения Репина.

Реставрация дома «Пенат» продлится не меньше двух лет, поэтому музей принял решение для начала разместить картины и предметы в Парадных залах Академии художеств. Понятно, что там невозможно воспроизвести пространство дома, да и нет смысла сооружать копию. Тогда Вера Ловягина, хранитель фонда и экспозиции Музея-усадьбы «Пенаты», предложила проект «Детали», в котором соединились бы репинские картины и предметы из коллекции художника, использованные им при создании картин.

И поместить этот диалог в интерьеры репинского дома, прежде всего, знаменитой мастерской с диваном, на котором позировал Федор Шаляпин (его портрет не был создан, но история осталась).

Проблема такого проекта была очевидна изначально. Невозможно получить многие картины Репина, где использованы хранящиеся «Пенатах» предметы, как привезенные художником из поездок, так и специально заказанные в бутафорских мастерских. Хотя несколько картин Русский музей, Третьяковская галерея и другие музеи предоставили.

Тогда куратор принял решение неочевидное, неожиданное, спорное, особенно для стен Музея Академии художеств. Один зал – Тициановский – точно следует изначальному замыслу: картина вступает в диалог с предметом. Там же находится интерьер мастерской Репина.

Другой зал – Рафаэлевский – построен как просветительский: предметы разговаривают с баннерами, на которых изображены самые известные (именно поэтому и недоступные для проекта) картины Репина.

Итак, в диалог вступили:

Этюд к «Запорожцам» и «Кобеняк с видлогой», разновидность бурки запорожца.

«Портрет Софьи Мамонтовой» и рубаха с сарафаном второй половины XIX века.

«Портрет Софьи Драгомировой» и рубаха с кирсеткой (безрукавкой) XIX века.

«Портрет Натальи Нордман» 1909 года и ее бархатный берет, скроенный самим Репиным.

Наконец главный хит – «Портрет Натальи Нордман» 1905 года и керамическая ваза, созданная по эскизу Михаила Врубеля. Именно ваза доказывает, что портрет создавался не в Италии, а в Пенатах.

Рафаэлевский зал содержит пуфик и сапоги на фоне баннера «Иван Грозный и его сын Иван».

Следующие пары: мавританская табуретка – «Негритянка» (картина исполнена художником в Париже во время пенсионерской поездки, следовательно табуретка привезена Репиным из Франции.

«Римские» доспехи – «Николай Чудотворец останавливает казнь невинно осужденных».

Парчовое платье – «Царевна Софья».

Зрелище, безусловно, получилось, но осадок от баннеров остался. Может быть, следовало заказать художникам копии. Вряд ли они бы дотянулись до Репина. Но живой мазок кисти много эмпатичнее холодного баннера.

Выставка работает по 29 марта 2025 года.

Борис Вадимов