Для кого на ТВ снимают кино про гопников

На ТНТ стартует сериал «Реальные пацаны», повествующий о жизни провинциальных парней. А заместитель генерального директора телеканала Александр ДУЛЕРАЙН рассказал Online812, за что стоит любить гопников.

                    – Комфортно на развлекательном канале?
– Абсолютно комфортно. То, что я продюсирую на ТНТ, мне самому очень нравится.
– Но это и близко не стояло с тем, что вы делали у Бориса Юхананова (деятель театрального андеграунда, один из основателей “параллельного кино” в России и “ЛабораТОРИИ” – экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства). В частности, главная фишка ТНТ – “Дом-2”.
– Я не делаю “Дом-2”. Но этот проект мне очень нравится. Ведь на самом деле, это невероятно авангардистская история, не имеющая аналога на мировом телевидении. Были люди, которые говорили: “Какая мерзость этот горящий жираф (имеется в виду знаменитое полотно Сальвадора Дали. – Прим. авт.)! Это жестоко по отношению к животным!” Авангардисты всегда подвергаются обструкции.

– Кто, как вы думаете, его смотрит?
– Моя мама смотрит.

– Как она аргументирует то, что каждый вечер садится и смотрит “Дом-2”?
– Я не расспрашивал ее, но ведь и так понятно, что притягивает огромное количество людей к экрану кино или телевизора – человеческие истории. А “Дом-2” гораздо лучше большинства обычных сериалов, потому что он дает возможность наблюдать за реальной жизнью, а не за той, что выдумали сценаристы.

– Но это сублимация. Зрители свою жизнь замещают чужой жизнью, которую они подглядывают в экране.

– Это наивное описание модели. Все устроено сложней. Почему люди смотрят фильмы ужасов? Чтобы опосредованно оказаться в запредельной ситуации и обрадоваться, в конце концов, что они-то в безопасности.
Это фундаментальная тема – почему люди смотрят кино, телевизионные передачи. Я бы сказал, что это скорее не сублимация, а возможность прожить как можно больше жизней. Для меня это – путешествие в другую реальность. Когда я еду во Францию, я же не ухожу из своей жизни. Я просто погружаюсь в другое пространство. Так же и с кино, с сериалом. Я проживаю в этом пространстве, как своего рода аватар, другую жизнь. Не “вместо” моей жизни, а в дополнение к ней.

– Моя дочь смотрит “Дом-2”, и когда я ее спрашиваю “зачем”, она отвечает, что наблюдает за ними как своего рода исследователь.
– Это все система оправданий. Я не верю ей, уж извините. Моя теория заключается в том, что она превращается в одну из этих девчонок, героинь “Дома-2”, и проживает ее жизнь. Причем перевоплощение не зависит от гендера. Я, когда смотрю “Обитель зла”, “становлюсь” Милой Йовович. Вот сейчас, смотря “Реальных пацанов”, вы будете перевоплощаться в главного героя Коляна, а не в его подружку Леру.

– А чего хотят Колян и его друганы?
– Все очень просто. Они хотят любви. Как и все люди.
– И все? Но люди всегда стремились выйти за рамки своей жизни, к трансцендентальному познанию – если вспомнить идолов острова Пасхи или готические соборы, и даже полеты в космос.
– На самом деле, человечество стремилось лишь к любви, спасению и вечной жизни, а все остальное… Как возникают технологии, материальные ценности? Когда человек начинает работать. Но человеком движет не столько желание заработать деньги ради денег, сколько желание быть кормильцем своей семьи.
Все материальное процветание – следствие стремления людей к любви. И к вечному блаженству – если мы с вами говорим о готических соборах. Любовь  и вера движут людьми, все прочее – производное.

– И все же, что общего между мной и этими гопниками? Как и у вас, кстати? Вы с ними сталкиваетесь лишь во дворе мимоходом.
– А я, вы знаете, благодаря “Реальным пацанам” их полюбил. Реально – влюбился. Я, простите, увидел в них прекрасных людей. И теперь, когда на улице их вижу, у меня другое к ним отношение. Важна ведь не интеллигентность или образованность в людях, а доброта. Можно быть образованным и даже интеллигентным, но легко подставлять других людей. Представьте себе, что “Реальные пацаны” написаны Чеховым.

– Чего-то я таких персонажей у Чехова не помню.
– Вот Лопахин из “Вишневого сада” – вполне реальный пацан. Вспомните, с каким ужасом смотрит на него Любовь Андреевна, вернувшись с Лазурного берега. И, кстати, наш Колян в двадцатой серии откроет фирму –  так что аналогии самые прямые.
Мне кажется, мы настолько привыкли ко всему пластмассовому и мертвому, что когда нам показывают живое – да, рыгающее, бурлящее, смеющееся, любящее, – мы пугаемся. У нас это вызывает шок.
У нас вызывает болезненную реакцию даже пермский говор героев этого сериала. Потому что мы привыкли к искусственным голосам актеров, поставленным в театральных институтах. Вы где-нибудь услышите южный говор, пермский? Даже в сериалах “про жизнь”? Ведь нет же.

– А вот Мэрил Стрип владеет сотней американских диалектов.
– В том-то и дело, что в американских фильмах слышно, когда говорят черные, когда – белые, когда нью-йоркцы, когда жители Нового Орлеана. Там можно различить – говорит шотландец или ирландец. А у нас, попробуй, найди актера, который может воспроизвести пермский говор. На телевидении – сплошная унифицированная речь, которая для меня абсолютный знак фальши. Мы все существуем в системе условностей, о которых как будто бы договорились. А “Реальные пацаны”, как и “Дом-2”, нарушают конвенцию. Знаете, есть майки с надписью на английском языке “хорошие девочки попадают в рай, плохие – в Лондон”? Так вот  “хорошие девочки смотрят СТС, плохие – ТНТ”.
Жизнь полна несовершенств, и это прекрасно.

– Вы долгое время снимали экспериментальное кино. Сейчас занимаетесь сериалами. Я пытаюсь понять ваши пристрастия.

– Они очень простые. Я авангардист. Сложные фильмы, где ковыряются в психологии человека, мне не близки. Я не верю в психологию. “Реальные пацаны” для меня жизнь. Психология – это заговор доктора Фрейда. Как явление она появилась лет сто назад. А до этого – какая психология? Почитайте рыцарские романы…

– А  Шекспир?
– А что Шекспир? “Макбет” – это абсолютно жанровое “кино”. То же самое с “Гамлетом”. Убийство, приключения, предательство. Это же не то, что, как в фильме “Часы”, три женщины два часа ходят на экране, а мы наблюдаем за их сложными внутренними переживаниями. В “Гамлете” – дерутся на шпагах, с духами разговаривают, с собой кончают. Мама изменяет с дядей. Да это же практически программа “Окна”. Так вот мне сейчас интересно делать кино более универсальное. Мой любимый фильм – “Матрица”.

– Боюсь, на российской почве подобное не скоро появится.
– Виноваты, как ни банально это звучит, “пираты”. Причина того, что отечественный кинематограф не развивается, очевидна. Кино заниматься невыгодно. Никто не будет тратить деньги на то, что никогда не принесет деньги, – это закон.
Вот мы сделали фильм “Наша Russia. Яйца Cудьбы”, собравший по российским меркам огромную кассу, но при этом не принесший прибыли. Рассказываю арифметику. Фильм по России и СНГ собрал более 700 миллионов рублей. Половину этой суммы забрали кинотеатры. Из оставшихся миллионов 15% забрал дистрибьютор. Из того, что осталось, надо еще вычесть расходы на рекламу и стоимость производства фильма. Оставшиеся деньги надо разделить на всех участников забега. Получаются слезы. А ведь работа над фильмом велась два года. И это, еще раз подчеркну, – фильм, имевший коммерческий мегауспех.
В Америке 40% от общего дохода составляют сборы от проката фильма на платных телеканалах, от DVD. В России это все уничтожено пиратами. Это фундаментальная проблема, уничтожающая какую-либо надежду на развитие кино.
В советское время кино было невероятно прибыльным. И поэтому в него с охотой шли не аутсайдеры, а люди, нацеленные на успех. Возьмите сегодня любого парня, который мечтает, чтобы его заметила девочка. Куда он пойдет? В последнюю очередь в кино. Потому что он понимает, что наше кино никто не смотрит и денег он не заработает. Экономическая неэффективность обрубает приток миллионов талантливых молодых людей.

– А как же тщеславие? Желание самовыразиться?
– О каком тщеславии может идти речь, если кино никто не видит? Человек может себя выразить в очень разных областях. К тому же есть общественная оценка. В советское время модель “режиссер” была невероятна значима. А как сегодня в общественном сознании представляется режиссер? Не очень удачливый, не очень хорошо одетый мужчина. А ведь если бы не пираты, то режиссер популярного фильма ездил бы на Lamborghini. Дети бы смотрели на этого режиссера и хотели бы стать режиссерами. И через пару поколений отношение к этой профессии изменилось бы.
Если бы это была многомиллиардная индустрия, тогда рождались бы киношколы, появлялись бы новые “центры силы”, педагоги. Появились бы инвестиции в кинообразование. Сейчас так – более или менее – работает телевидение. Поэтому самые интересные режиссеры, которые хотят, чтобы о них знали, и которые хотят говорить с определенной аудиторией, – идут на ТВ. Скажем, для ТНТ сейчас снимает очень необычный сериал Максим Пежемский, уже сделавший для нас сериалы “Наша Russia” и “Интерны”. К сожалению, талантливых авторов крайне мало.

– А что приносят на ТНТ – какого рода сценарии?
– Практически ничего оригинального, убойного не приносят. Приносят много несмешных сценариев комедий, сделанных по принципу “пипл хавает”. Такие проекты, как “Реальные пацаны”, – редчайший случай. Когда мы с коллегами увидели пилот, мы аплодировали. Потому что это то, что мы на ТНТ хотим делать, –  смешное, умное и живое телевидение.