До Родена. Французская бронза в Эрмитаже

Зачем идти в Эрмитаж смотреть выставку французской бронзы XIX века «Умелых рук искусная работа…»? По двум причинам.

Первая. Открыть для себя скульпторов Антуана Луи Бару, Пьера-Жюля Мена, Джеймса Прадье и еще десяток имен неизвестных за пределами узкого круга историков французского искусства и коллекционеров.

Сюжеты – от анималистики до средневековых исторических персонажей. С 1830-х годов рядом с подписью автора модели стали указывать (но не всегда) имя литейщика. Без Эжена Кенеля, Луи Ришара, Пьера Дюрана, братьев Сюсс и других бронзовая скульптура XIX века с ее сложными композициями не могла бы появится и завоевать весь культурный мир. Большинство скульптур приобретено Эрмитажем во второй половине ХХ века и прежде не показывались публике.

Вторая. Посмотрев выставку, почитав замечательный каталог Елены Карчевой, куратора проекта, с большим количеством отсылок на контексты, в которых работали скульпторы, решить для себя важный вопрос. Что ближе вашему сердцу и уму – искусная работа романтиков бронзы или экспрессия Родена, от которого произошла вся скульптура ХХ века.

Выбор «Города 812»

Эме-Жюль Далу (литейная мастерская Эбрар). Спящий ребенок. 1843. Возможно, моделью послужила дочь скульптора Жоржетта.

 .

Антуан-Луи Бари. Слон, давящий тигра. Первоначально автор изобразил охоту на тигра с помощью слонов. Но потом решил, что человек, сидящий верхом на слоне, тут лишний.

 .

Исидор-Жюль Бонер. Возвращение со взвешивания. По правилам скачек XIX веке, если потеря в весе лошади и жокея превышала 300 грамм, то они снимались с бегов. Такие были тогда антидопинговые меры.

 .

Альфред Буше. К цели. Одна из первых скульптур XIX века на спортивную тему. Удивительный факт, если учесть, что первая гипсовая модель трех бегущих атлетов относится к 1886 году.

.

Жан-Франсуа-Теодор Жештер. Франциск I на охоте. Популярный персонаж французской культуры от Энгра до Гюго. Скульптор создает микст истории (вдохновляясь портретом короля кисти Тициана, который хранится в Лувре) и анималистики.

.

Александр Фальгьер. Диана.  Этот бюст говорит больше, чем иная фигура богини в полный рост.

.

Огюст Роден. Литейная мастерская Алексиса Рудье. Человек со сломанным носом. Одна из первый работ Родена: гипсовая модель была создана в 1863 году. Ему позировал бродяга по имени Биби. Изначально Роден задумал сделать голову, но когда в мастерской температура упала ниже нуля, затылок отвалился. Осталась маска, с которой была сделана отливка. Но Парижский салон 1864 году не принял эту работу.

В 1936 году советский историк искусства Борис Терновец в своей книге о Родене, заметил по поводу персонажа, созданного скульптором: «он правдив, но в нем нет назойливости, раздражающего мелочного натурализма».

.

Денис Воронин, заведующий Лабораторией научной реставрации осветительных приборов и нового металла:

«У скульптуры «Виллем I, принц Оранский (скульптор Альфред Эмилиен О’Хара граф де Ньюверкерк, мастерская Дюрана, 1843), меч находился отдельно от фигуры. Исторически меч крепился на винтовые шпильки, заклепанные «заподлицо».  Мы не могли повторить клепку, так как после нее требуется слесарная обработка, а наша задача сохранить памятник. Поэтому, мы поставили меч на обратимые винты, нарезав на них ту же самую дюймовую резьбу, что и была на исторических шпильках».

Выставка посвящена памяти Нины Косаревой (1922- 2001), многолетнего хранителя французской скульптуры Эрмитажа, исследователя и популяризатора этого искусства.

Вадим Шувалов