Долгое прощание с XIX веком

Вместо веры в единый рай для всех приходит сказка о множестве райков для каждого

Позапрошлое столетие напридумывало идей, из которых потом сложился век двадцатый: либерализм, демократию, прогрессизм, консерватизм, национализм, коммунизм, традиционализм, религиозный фундаментализм. В итоге получился «модернизм» – культ непрерывно (якобы) улучшающейся современности. Со всеми его прекрасными мечтами, ужасными войнами, техническими взлётами и эко-кошмарами, а также культурно-философскими вспышками и загогулинами.

Сегодня все питавшие этот культ идеи умерли. А вместе с ними впали в кому великие мечты, великие войны и великая культура.

Войны, конечно, не жалко – туда им и дорога. Но вот без мечты и без культуры – не жизнь. И Сеть, этот новейший продюсер форм и смыслов, где место критиков, редакций, меценатов, звукозаписывающих лейблов, худсоветов и прочих персонифицированных экспертных сообществ, вдруг заняла безликая и безмозглая толпа лайков и репостов, продюсирующая исключительно шлак и трэш, – лишь констатировал уже случившееся. То бишь не просто сумерки, но смерть всех богов модернизма и всех, связанных с этим, духовных устремлений.

И любые попытки современной философии вытащить себя, подобно Мюнхгаузену, за хвостик на затылке из болота одномерной идеологизированности и противопоставить плоскому культу современности что-то более мудрое и интегральное, вроде «цивилизационного подхода», тоже воображение не зажгли. Увы. И «новую религию» взамен утраченной веры в «единое лучшее завтра для всего человечества» – не породили.

И даже самый лакомый кусочек модернизма – научно-технический прогресс, продолжающий фонтанировать консьюмеристскими новизнами и ещё не так давно казавшийся величественным и бесстрашным титаном – Прометеем, ныне обернулся хайповым аниматором Илоном Маском – стопудово классным парнем, с которым, конечно, прикольно, но без которого, в общем, тоже норм.

  • Миллиардер Илон Маск и его сверхтяжёлая ракета FalconHeavy. Коллаж

 

Но значит ли это, что наступили-таки «последние времена» предчувствия черт знает чего и что, как писал Салтыков-Щедрин в финале истории Города Глупова, переименованного в Непреклонск, «земля затряслась, солнце померкло… глуповцы пали ниц… и история прекратила течение своё»?

Нет, не значит. И вот почему.

Конец эпохи глобальных «единственно верных идей», сопровождаемый взлётом новой цензуры и всё более удушающих,  подобно иприту на фронтах Первой мировой, запретов на экстремистские, расистские, сексистские, эйджистские, эйблистские и прочие слова, словечки, намёки, полунамёки и экивоки, – означает лишь то, что «прогрессивный» истеблишмент тотально паникует. Ибо выдохлись и прекратились всемирные потуги на всеобщую, одну на всех, современность и единый для всех «рай на земле».

Все старые идеологии на наших глазах стремительно пожирают сами себя, отрицая то главное и центральное, что некогда хранили, как алмаз Кохинур, в своих имперских коронах. И в чём нынче – как в универсальном эликсире жизни – разуверились безвозвратно. Либералы – в либеральной демократии, коммунисты – в научном коммунизме, патриоты-державники – в державе и патриотизме, националисты – в том, что «нация превыше всего», религиозные фундаменталисты – в том, что могут всех обратить в свою веру или победить. И т.д.

Всё это означает, что в обозримом будущем у людей – не «конец истории», а новые ценности, новые веры и новые королевства.

А именно, королевства локальных идентичностей и локальных культур, которые, наконец, дождались своего времени, чтобы взять реванш у обветшавших и сдувающихся на глазах мега-идей и супер-структур, и из фазы «в себе» перейти в фазу «для себя и для нас».

Чтобы далеко за примером не ходить, возьмём сегодняшний Афганистан.

Если отдалиться от ежесекундно меняющихся, как в калейдоскопе, драматичных событий, происходящих в этой стране, и постараться увидеть главное и долгосрочное, то оно представляется самоочевидным: это торжество локального над глобальным.

А именно, во-первых, торжество афганской цивилизации непокорных племён – над Global governance очередных «прогрессивных  неоколонизаторов».

А во-вторых, торжество плюрализма этно-конфессиональных  афганских региональных сообществ – над идеей иерархичного и культурно одномерного Афганистана.

Неслучайно сегодня талибы (по-прежнему запрещённые в РФ, ООН и повсеместно), учтя ошибки прошлого (включая свои собственные 1996-2001 гг.), намерены, судя по их словам и первым шагам, создать власть, в которой вообще не будет президента, но зато будут представлены их оппоненты.

Это значит, что, хотя талибы и заявляют о том, что их политическая модель не будет иметь ничего общего с демократией, по факту она станет приближаться к мягкой (учитывающей в том числе различия между суннитами и шиитами, а равно далеко не одинаковую степень религиозного радикализма у разных групп населения) исламской конфедерации различных народов и конфессий, из которых состоит Афганистан.

  • Представитель «Талибана» даёт интервью журналистке в эфире телеканала TOLOnews. 17 августа 2001 г.

Конечно, мирный переговорный процесс в любой момент может быть сорван. Но это будет означать лишь то, что борьба локального и горизонтально-сетевого против глобального и иерархически интегрированного – продолжится. И рано или поздно завершится тем, чем и должна завершиться. Торжеством будущего над прошлым. XXI века – над XIX и XX веками.

И в этом плане то, что происходит сегодня в Афганистане, Рожаве (сирийском Курдистане), Сомалиленде и многих других локальных сообществах, вынужденных самоопределяться и договариваться внутри себя и с соседями в жёстких условиях дипломатического и международно-правового вакуума, когда нет надёжной поддержки со стороны «сильных мира сего», – это и есть, как ни может показаться парадоксальным на первый взгляд, дорожная карта в грядущее для всех.

Потому что только путь осознания своей культурной, в том числе  гражданско-политической, полноценности и полновесности, «первосортности» – думается, даёт шанс региональным цивилизациям – регионациям, – и не только в зонах повышенной военно-политической турбулентности, но и в странах «золотого миллиарда», почувствовать хозяевами своей судьбы себя, а не глобальный истеблишмент, давно одряхлевший, но по-старчески упрямый и цепкий.

Почувствовать – и вернуть себе радость собственной мечты, а вместе с ней – живое дыхание своей особой культуры, которая всегда будет открыта для диалога и взаимообмена. Ведь локальное (если только оно не упрятано в неконтактных джунглях) просто обречено на открытость и добрососедский, а не конкурентный, интерес ко всему, что на него не похоже, но что так же точно открыто ему. Вот таким мне и видится XXI век, успешно попрощавшийся со своими конфликтогенными прародителями.

Даниил Коцюбинский

 На заставке: Агесандр Родосский, Полидор и Афинодор. Лаокоон и его сыновья. 40-20 г. до н.э.