Другая сторона ислама

«С 11 сентября 2001 года ислам стал почти синонимом терроризма, насилия, убийств», – сетует ректор Главной Парижской мечети Чемс-Эддин Хафиз. Теракты, произошедшие за последнее время в Европе, только укрепили эти представления, а вместе с ними и исламофобию. А между тем, ислам – не одномерен, в нём много течений, которые не только не противоречат либеральным ценностям, но поддерживают их.

Среди них – так называемый «просвещенный (или евро) ислам». Эта тенденция призвана сделать мусульманскую религию доступной для всех, в том числе людей, воспитанных в западной политической культуре. Поэтому в нескольких странах открылись мечети, где женщины, гомосексуалы и люди с ограниченными возможностями не только могут молиться вместе с остальными прихожанами, но даже становиться имамами. Две такие мечети есть в Калифорнии (Women’s mosque of America и Maryam’s heart mosque), мечеть в Торонто (Unity Mosque), мечеть Ибн Рушд-Гёте в Берлине (Ibn Rushd-Goethe Moschee), инклюзивные мечети в Лондоне (Inclusive Mosque Initiative) и Париже (la Mosquée Fatima). Все они ставят своей целью согласование ислама с духом современности, чтобы как можно больше людей перестали видеть в мусульманах своих врагов.

  • Каина Балул

Имам инклюзивной мечети Каина Балул стремится создать пространство, где можно свободно исповедовать «ислам, пропитанный гуманизмом и прогрессивизмом, религию, где догмы не подавляют размышления, где традиции могут сочетаться с современностью».

Эти инициативы активно критикуются представителями традиционных исламских организаций – они обвиняют реформаторов в нарушении религиозных догм.

  • Сейран Атеш

Я получаю сотни угроз смерти каждый день» – признается Сейран Атеш, адвокат и основательница берлинской либеральной мечети. Эти угрозы исходят в основном от радикально настроенных исламистов. Негативно отреагировали на инициативу Атеш и представители ислама в Турции и Египте: эта мечеть для них – «религиозное нововведение, не одобренное исламским шариатом», ее практики «не соответствуют фундаментальным ресурсам ислама».

Эти утверждения, однако, оспаривают представители исламского феминизма. Многие из активистов этого движения специально перечитывают Коран, чтобы найти в нем опровержение патриархальных стереотипов.

  • Самина Али

Самина Али, лауреат литературных премий и активистка, в своём выступлении на конференции ТЕД (аббревиатура с англ. «Технологии, Развлечения, Дизайн») доказывает с помощью цитат из Корана, что хиджаб носить не обязательно и что роль женщины в исламе гораздо важнее, чем это сейчас представляется. Например, первая жена пророка Мухаммеда была своего рода бизнес-леди.

  • Мохаммед и Хадиджа

Слово «хиджаб» вообще изначально не имело никакого отношения к одежде, а означало заграждение, барьер. По мнению Самины Али, люди, внесшие изменения в священную книгу, сами далеко ушли от религии в своём стремлении обратить в рабство женщин, изначально имевших достаточно много прав и свобод.

Женщины эпохи раннего ислама могли на равных общаться с мужчинами, занимать то же положение в обществе, что и мужчины, руководить армиями, делать предложения вступить в брак и разводиться. «Мне кажется, если фундаменталисты захотят вернуть нынешнее мусульманские общество в 680 год до нашей эры, это может стать огромным шагом вперед» – подводит итог Самина Али.

Сторонники прогрессивного ислама есть и в России. «На самом деле жесткость шариата проистекает вовсе не от Корана, а от его поздних толкователей» – говорит мусульманский религиозный деятель Рустам Батыр.

  • Рустам Батыр

Он призывает вернуться к изначальным текстам, не искаженным средневековыми интерпретаторами, обращая особое внимание на учение исламского богослова Абу Ханифы.

Оно довольно толерантно по своей сути, в частности, отстаивает идею, «что право объявлять человека вероотступником принадлежит только Богу и никому иному».

  • Рафаэль Хакимов

Рафаэль Хакимов, доктор исторических наук Казанского университета, тоже считает, что не имеет смысла ревностно защищать то, что было актуально для Средневековья, но никак не актуально для современности. Хакимов противопоставляет архаичному антилиберальному исламу движение джадидизма, распространённого в России в конце XIX – начале ХХ веков. Джадидизм подразумевал модернизацию ислама, внедрение принципов равенства мужчин и женщин, толерантного отношения к представителям других религий и т.д. «Важнейший тезис евроислама состоит в особом акценте на иджтихаде — методе критического осмысления как необходимом условии современного толкования Корана» – пишет Хакимов.

Его идеи также критикуют более консервативные мусульмане. Концепцию евроислама и джадидизма отвергает автор статьи на сайте «Голос Ислама». Там же опубликована реакция на статью Батыра об искажении идей Абу Ханифы.

  • Альбир Крганов

В России, у которой, по словам муфтия духовного собрания мусульман РФ Альбира Крганова, есть опыт «взаимодействия с разными религиозными группами», ведутся в основном теоретические обсуждения, не выходящие за пределы страны, а иногда и региона.

В Европе ситуация совсем другая, учитывая, что значительную долю мусульман составляют мигранты, воспитанные в иной культуре. Поэтому возникает необходимость сочетать ценности этой культуры, отраженные в том числе и в исламе, с либеральными ценностями. Так складывается компромиссный европейский вариант ислама, включающий в себя принципы правового равенства всех людей. И евроислам имеет во многом политический характер.

Так, Эммануэль Макрон считает необходимым «освободить Францию от иностранных влияний», «системе откомандированных имамов будет положен конец». Тут стоит ещё раз заметить, что негативная реакция на открытие берлинской инклюзивной мечети была инициирована из стран Ближнего Востока. То есть все снова сводится к противостоянию Востока и Запада и их систем ценностей.

Удастся ли евро-исламу одолеть существующий в Европе радикальный исламизм, подпитываемый извне? Ответ на этот вопрос пока неясен никому. Думаю, даже Макрону.

Диана Князева

На заставке к тексту: верблюжья битва 656 г., в которой ключевую роль играла вдова Мохаммеда Аиша