ГМЗ «Павловск» объявил о реставрационных планах на ближайшие полтора года. В эту программу, финансируемую министерством культуры, входят эмблематичные для музея-заповедника Храм Дружбы, Павильон Трех граций, а также Амфитеатр и Краснодолинный павильон. Старое Шале будет воссоздаваться на меценатские средства. В 2027 году загородной резиденции исполнится 250 лет.
.
Храм и грации
Храм Дружбы был построен в 1782 году в долине реки Славянки возведен по проекту Чарлза Камерона. Павел I посвятил его Екатерине II, подарившей ему те земли, которые теперь стали заповедником.
В послевоенный период реставрация Храма проводилась неоднократно, но не была восстановлена дренажная и вентиляционная система, уничтоженная с засыпкой подвала здания во время Великой Отечественной войны. Это привело к постоянному переувлажнению стен и фундамента. Теперь это главная тема реставрационных работ.
Кроме того, предстоят реставрация интерьера, фасадов и отмостки, ремонт инженерных сетей, охранной и пожарной сигнализации. В Храме павильоне установят точку доступа Wi-Fi.
Мраморную скульптуру конца XVIII века и античный жертвенник из павильона уже переместили в фондовое хранилище в Павловском дворце. Здесь экспонаты проведут полтора года, отведенных на реставрацию Храма Дружбы.
Павильон «Трех граций» построен в 1800-1801 годах по проекту того же Камерона Он представляет собой 16-тиколонный портик, перекрытый двускатной крышей, под которым «прячется» мраморная скульптура Агостино Трискорни, изображающая трех граций.
Павильон также многократно реставрировался, теперь предстоят работы по лепному декору, фасадам, стропильной системе и кровле и другое. При проведении реставрации не предусматривается демонтаж скульптуры «Три грации». Она сохраняется на месте под защитным футляром. Ее реставрация предполагается по завершении ремонтно-реставрационных работ в павильоне.
.
Затея Бренны
Амфитеатр был построен в 1792-1793 годах по проекту архитектором Винченцо Бренна. На противоположных берегах реки Славянки был возведен театр на открытом воздухе. На правом берегу располагался Каменный амфитеатр, представлявший собой скамью для зрителей, вырезанную из известняка, с несколькими ярусами ступеней. Центр композиции – постамент с мраморной статуей богини Флоры. Скамья располагалась на вершине высокого террасированного холма, на склоне которого помимо трех горизонтальных ярусов, были оборудованы две симметричные лестницы с дерновыми ступенями, ведшие к берегу.
Сами театральные представления разыгрывались на противоположном берегу. В композицию «сцены» входили фигурной формы ковш-бассейн, выполненный как расширение русла Славянки, два фонтана, а за ними – несколько последовательно повышающихся ярусов земляной террасы, обрамленных зелеными кулисами.
В задуманном Бренной виде эта затея просуществовала недолго. За поддержанием его облика перестали следить уже к 1820-м годам. Фонтаны были заброшены, характер древесных посадок изменился и приобрел черты, характерные для пейзажного парка; был засыпан фигурный бассейн. К концу XIX на левом берегу уже мало что напоминало о первоначальной задумке.
Лучше сохранился Каменный амфитеатр, правда, уже в роли обычной парковой скамьи с красивым видом. В 1920 году украшавшая его Флора – итальянская статуя середины XVIII века была перенесена в кладовые дворца. В послевоенный период прорабатывались различные возможности восстановления исторического облика сооружения: на пустовавший пьедестал устанавливали сначала копию совершенно другой скульптуры – «Весталка», затем – отреставрированную статую Флоры. После нескольких актов вандализма она вновь была демонтирована, а после реставрации с 2014 года экспонируется в Галерее Гонзаго Павловского дворца. Цементная копия Флоры, установленная в 1970-х годах, была разбита вандалами в 1993-м. С тех пор пьедестал амфитеатр пустует.
В ходе реставрации решено установить копию исторической скульптуры, выполненную из полиэфирных смол. А также очистить каменную скамью от загрязнений, биопоражений и поздних цементных вставок, с восполнением утрат ступеней и облицовки в аналогичном камне (известняковый туф) и воссоздать балюстрадное ограждение скамьи из чугунных балясин.
.
Павильон в отдалении
Краснодолинный или Елизаветин павильон построен Камероном в 1800-1804 годах в отдаленной части Павловского парка, которая проектировалась театральным художником Пьетро Гонзаго.
Квадратный в плане парковый павильон с классическим портиком розового мрамора был дополнен незавершенной каменной колоннадой, которая создавала впечатление остатков древнего сооружения, обросшего поздними надстройками и приспособленного для садового отдыха. На «остатках» каменной колоннады был сооружен деревянный балкон, на крыше павильона – площадка-бельведер с перилами из березовых стволов. Основной объем соединялся лестницей с пониженной относительно него пристройкой-«беседкой», представлявшей собой установленный на кирпичном основании шатер на колоннах, перекрытый соломенной крышей.
Фасады павильона были украшены росписями – парными фигуративными панно в верхнем ярусе фасада и орнаментальными панно в нижней части.
Интерьер павильона был роскошно оформлен: стены облицованы серым искусственным мрамором с пилястрами зеленого мрамора, по периметру стен располагались круглые лепные барельефы на античные сюжеты, паркет был выполнен из наборного дерева. Плафон, расписанный Гонзаго, представлял собой иллюзорно написанный свод, посередине которого было круглое отверстие.
Памятник, серьезно пострадавший в годы Великой Отечественной войны, с тех пор не эксплуатировался.
Сейчас павильон законсервирован. В 2016 году музеем-заповедником был выполнен проект реставрации павильона. Определяющей идеей проекта является максимальное сохранение подлинных частей здания и воссоздание тех утраченных элементов, для воспроизведения которых имеются достаточные натурные или иконографические сведения.
.
Мечта о тихой жизни
Павильон «Старое Шале» – одна из первых и самых выразительных построек Павловского дворцово-паркового ансамбля, созданных в 1780-е годы по замыслу Чарлза Камерона. Облик здания – пасторальной «сельской хижины», типичной для парков раннего классицизма – практически не менялся вплоть до 1920-х годов. Старое Шале – мечта о тихой жизни в сельском домике, представляло собой одноэтажную каменную постройку сложной конфигурации. К цилиндрическому объему центрального (круглого) зала примыкали два полуциркульных выступа, в каждом из которых помещалась отдельная комната, сообщавшаяся с центральным залом. С северо-восточной стороны находился прямоугольный объем, где находился вестибюль, соединенный с круглым залом небольшим темным переходом, и помещение кухни.
Центральная башня венчалась конусообразной соломенной крышей, на вершине которой помещалась небольшая звонница с колоколом.
Кирпичные стены здания были покрыты штукатуркой с имитацией кладки из крупных каменных блоков, слегка поврежденной временем. На фасадах прямоугольного объема была выполнена имитация фахверка.
Старое Шале сгорело в 1931 году, война уничтожили и руины здания. После восстановления там планируется открытие Детской практической школы садоводства и огородничества. Предполагается, что возрожденный павильон будет также использоваться как объект музейного показа. Сохранившаяся иконография позволяет не только воссоздать внешний облик здания в мельчайших подробностях, но и выполнить историческую внутреннюю отделку Старого Шале
– Сочетание историко-культурного потенциала Павловского парка и Старого Шале с возможностями для плодотворных занятий дает уникальную возможность для создания здесь музейного подразделения по работе с детьми, – комментирует Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск». – Знакомство детей с первоначальными навыками садоводства и огородничества, экологическое воспитание будут здесь органично сочетаться с приобщением юных посетителей к родной истории, основам художественной культуры, истории искусства и ландшафтной архитектуры.
В 2024 году ГМЗ «Павловск» получит на реставрацию около 250 млн рублей. На два последующих года пока обещают по 300 млн рублей. Всего в проектах реставрации работы на 6 млрд рублей.
Борис Вадимов
Фотографии предоставлены пресс-службой ГМЗ «Павловск»