Дума и драка подушками о родине

Что такое Родина? Опыт полевого исследования

.

События последнего года несколько отвратили меня от интернета. Не хочу видеть и читать посты озлобленных, озверелых или неумных людей. Но привычка затеять какую-нибудь битву подушками – осталась. Поэтому пошла в народ. Стала прислушиваться, как произносят знакомые, коллеги, те или иные слова или даже целые фразы о главном. И вот что показала моя разведка словесным боем.

Люди 50+, родившиеся в СССР, с большим пиететом произносят слово «Родина».

Сразу оговорюсь, что все мои собеседники оказались или против СВО, или пребывали в сомнениях, причем, предполагаю, по разным причинам – кто по идейным, кто по экономическим, но для моего полевого исследования это было не так важно. Почти все они говорили одно и то же. Суть их гласа народного передам через самый яркий и эмоциональный разговор со знакомым предпринимателем. 

Я его спросила, что такое, по его мнению, родина. Знакомый опешил и явно затруднился с ответом. Видимо, считал, что вопрос из серии: «Почему люди ходят?».

Тогда я постаралась моего знакомого бизнесмена вывести на путь размышлений и рассказала ему свою версию: о том, что родина для меня, согласно прямому семантическому смыслу, это та конкретная территория (земля, населенный пункт), на которой я родилась. И не более. Что знаю людей, которые считают своей родиной всю страну, но это не мой случай. Тем более я даже 70% страны никогда не видела. Но есть определённая территория, где я себя чувствую «дома» и которую считаю своей родной, которая так или иначе меня формировала и продолжает формировать. Для меня это – Северо-Запад: Санкт-Петербург, Великий Новгород, ну, и немножко Котлас – где я волей случая появилась на свет, хотя выросла в Новгороде.

Ещё я сказала, что есть у меня люди, которые мне родные, и не обязательно по крови. 

  • Зимний Котлас (Архангельская область). Автор А. Шехонин

А потом задалась вопросом: если ребёнок подвергался в детстве насилию со стороны родителей, воспитателей, сверстников в том месте, где он жил, будет ли он считать эту территорию своей родиной? Чисто номинально, скорей всего, будет. Но любить ее вряд ли станет и по мере возможности постарается покинуть это неприятное место, напоминающее об унижениях, как можно скорее.

За время моего вещания собеседник уже освоился и заявил, что считает своей родиной, как раз всю территорию России, вот как на карте нарисовано – вот такая у него и родина! 

При том что, по его словам, побывал он далеко ее во всех уголках этой нарисованной на карте России.

Тогда я продолжила  въедаться: – а какие такие родные флюиды он «ловит» от тех территорий, на которых не только не живёт, а и не был вовсе?

Всё оказалось прозаично. Мой собеседник сказал, что ловит флюиды школьного образования, хотя и страна была тогда другая, уж о карте я и не говорю.

То есть мой старый добрый знакомый подтвердил силу сакральных «красных флажков», которые вживляются государственной пропагандой в мозг каждому школьнику ещё в раннем детстве и за которые многие люди не могут выйти потом всю жизнь. 

И, вспомнив про школьные годы чудесные, респондент пошёл на меня в наступление: сказал, что в молодости, например, он часто ездил на Кавказ и в Крым и ему там очень нравилось. И поэтому, он считает эти регионы своей родиной. Я опускаю свои едкие контр-ремарки про пломбир, юный гормональный фон и траву, которая была зеленее (о чём  не преминула ему прокоментировать, конечно). Спросила его про то, что он знает о Крыме. Может, что-то об истории полуострова, о культурных знаковых ценностях, имеющихся на его территории, о крымских татарах, о Бахчисарайском фонтане, наконец? Или, может быть, он может рассказать интересную историю о волошинском Коктебеле с Цветаевой, Мандельштамом и другими известными поэтами? Нет. Всё банально – море, солнце, алкоголь, девушки. И да! Вспомнил! Там жила София Ротару. Ну, хоть так.

На это всё я сказала так: «А я вот часто была в Париже, и мне там тоже очень нравилось, и французы мне нравились и французский язык и да (!) – французское вино. Кроме того, я знаю много памятников Парижа, знаю французских поэтов и писателей, знаю, каких художников можно посмотреть в Musеe d’Orsay, а каких в Лувре. А, да, и про Наполеона знаю, к примеру, что современную нумерацию домов (чётная-нечётная стороны) придумал он, и где его могила сейчас. Могу ли я, в таком случае, считать Париж или Францию своей родиной?». 

После  этого вопроса у моего собеседника произошёл логический сбой, и он просто пришпорил буденновскую кобылу: известное дело –  лучшая защита это нападение.

Это выглядело примерно так: «Вот тебя государство вырастило, выучило, бесплатно, заметь, а ты тут разводишь на пустом месте демагогию». 

«Минуточку, – вставила, я – а что такое государство? Или кто, или как, или где? А лучше зачем? И откуда у него такие средства, чтоб разыгрывать вот такую благотворительность, манна небесная?».  

Что касается лично меня, то меня вырастили мои родители и выучили. Потому, что они работали, а государство присваивало их труд в полном объёме, а потом перераспределяло на всех. Точно не знаю, равномерно или нет, но уверена, что и преференции были (у кого-то, но не у моей семьи), несмотря на объявление  всеобщего равенства.

А вообще, государство, о котором рассуждают агрессивно-напористо, как этот мой знакомый, я представляю себе очень просто: стадо и пастырь с кнутом. При этом пастырь живёт за счёт овец – шерсть, шкуры, мясо, сало. И обещает отаре, что «их» пастбища самые вожделенные и вкусные на всём белом свете (но пастбищами приторговывает). И только он, пастырь может истинно водить их по склонам с нежно-зелёной травой. Когда овцы возмущаются и говорят: «Но как же так? И у самих ноги имеются!» – пастырь отвечает: «Так кругом волки, как же вы с ними без меня. У меня кнут есть – волков отгонять. Видите?» – и потрясает им, причём, в сторону овец. Поэтому, мол, береги своего пастыря, мать вашу…, точнее, отца твоего! И овцы жмутся.

  • Отара овец. Северная Осетия

Чем больше стадо, тем дешевле овцы. Во-первых, потому что – их и не сосчитаешь, расстаться с любой овцой такого гипер-стада – легко и даже бывает весело. Во-вторых, чем больше отара, тем различнее в ней генотипы и фенотипы (национальность, идентификационные коды, религия и т.п.), и тем сложнее найти универсальные правила поведения разномастного овце-общества на культурных, этнических и кормовых базах, не ущемляющие права тех или иных конкретных овец. Правил в итоге становится день ото дня всё больше и больше, всё вычурнее и сложнее становятся они для понимания овец,  а с ними и ущемления растут в этой же прогрессии.  Поскольку единственным мерилом истины оказывается все тот же универсальный кнут пастыря.

В конце концов, права овец истончаются до эфемерности. Это касается отар не только  с плохими и жестокими пастырями, а всех. Даже самый добрый пастырь будет разгонять кнутом одних овец, если они задели рогами сакральные шкуры других, на сегодняшний день, более привилегированных или многочисленных овец. Или же по тем или иным причинам поставленных в центр пастбища.  Может, по удойности, или же просто потому, что ему так легче пасти. Ибо чем дисциплинированнее иерархичным кнутом стадо, тем сподручнее его «окучивать».

Кстати, во время локдаунов «государства – добрые пастыри», такие как Канада и Австралия, показали своё вполне дисциплинарно-плёточное лицо. В карантин овец… то есть, свободных граждан загоняли дубинками буквально. И ни один из представителей добро-пастырской власти на сегодня не извинился перед своими «гражданскими стадами» за антигуманные и, как выяснилось, вполне бессмысленные действия. Что уже говорить про Китай, где до сих пор – локдаун, и где в конце ноябре 2022 (неделю назад) из-за этой «мена-пастырской заботы о безопасности» заживо сгорело десять человек и ещё девять пострадало.  Власти подозревали их в общении с заражёнными ковидом, поэтому закрыли на карантин в опечатанных квартирах. В итоге во время пожара, начавшегося из-за замыкания в электрощите, люди просто не смогли выйти. Но что десяток китайцев в масштабах полутора миллиардов населения государства по имени КНР? Ничтожно малая величина…

А вот, к примеру, в Швейцарии, фактически разделенной на мини-государства – кантоны, вообще не было карантина, и рестораны не закрывались ни на один день. И смертность от ковида здесь оказалась одной из самых низких в мире.

Ибо чем меньше стадо, тем целее и толще овцы. Помните совхозы и колхозы? Где животные были холёнее и сиречь счастливее? На огромном колхозном дворе или в личном хозяйстве? Ответ очевиден – в личном, с небольшим количеством поголовья. 

А кроме того, в малых стадах пастырь – на виду у всего стада. Пусть делает вид, что охраняет нас. Да тут ему и сподручнее – на ночь кружком вокруг него лягут, до любой дотянутся можно, чтобы защитить. Но и любая до него достать может рогами и копытами, если что не так. 

Одним словом, чем меньше государства в жизни, тем жизнь лучше. Но пока я всё это говорила, мой знакомый уже куда-то растворился. Деловой всё же человек. Бизнесмен!

Молодёжь (35 минус) слушала мои речи сочувственней. Родину они, в основном, определяют без избыточного пафоса: место, где прошло детство, родители, друзья, любимая девушка (парень). Или даже неожиданно – выборгские вороны и дорога от метро до дома. Государство – просто законодательный орган, необходимая архаичная надстройка. В общем, без особого пиетета. 

А вот некоторым «старшим» (50+) собеседникам в моём вопросе про государство чудился подвох и они строили непостижимые конструкции, типа: «Правильное государство – это система, в которой конструктивный диалог в горизонтальных гражданских сообществах способен привести к положительным изменениям в жизни социума».

Я так понимаю, правда, что государство им хоть и нравится, но только не своё, а какое-то чужое. Известное дело – хорошо там, где нас нет. Атлантида…. Оорлд солнца… Утопия, одним словом. Жить эльфийскими иллюзиями,  что волк перестанет быть волком и возлюбит зайцев, а пастух начнёт потреблять солнечный свет, а не молоко, мясо и шкуры.

Нет, не перестанет и не начнёт, – отвечала я этим «старшим». Просто надо понимать, с чем ты имеешь дело, и искать выход малой кровью и на малых территориях-родинах.

Но старших моих собеседников в этот момент и след простывал.

Так и не удалось мне в этот раз как следует подраться подушками «за родину»… 

Клара Шох

На заставке: бой подушками в Ливерпуле


Теги: ,