Два типа недореволюций: «по-русски» и «по-американски»

То, что происходит в Америке и по всему миру – везде, где народ типа волнуется и типа чего-то хочет – происходит ровно то, что я собирался вынести в заголовок, но по просьбе редактора пишу здесь: революция из говна и палок, сиречь недореволюция.

Протестный выброс – без какой бы то ни было новой и, главное, внятной конструктивной повестки.

Вместо неё – истерика неудовлетворённости собой и своим экзистенциальным статусом.

В основе неудовлетворённости – зависть и ненависть.

Да, в сущности, почти любая революция рождается из этих рабских в своей основе чувств, осознаваемых самими завидующими и ненавидящими как святые для них чувства «жажды справедливости» и «неприятия несправедливости».

И в истории часто бывало так, что «святые чувства» зависти и ненависти рождали по-настоящему благотворный прорыв людей к более достойной и свободной жизни. Спиричуэлс Let my people go – вечный гимн святого прорыва людей из тьмы рабства к свету свободы и счастья…

Но далеко не всегда рабские в своей основе чувства зависти и ненависти выводят людей из системной неволи – к Земле Обетованной.

Нам, жителям страны, в XX веке дважды неудачно попытавшейся пробиться к свободе и счастью, вряд ли стоит объяснять, что зависть и ненависть, вырвавшись из Ящика Пандоры, зачастую рождают ровно то, что и положено рождать опасным стихиям, – разрушение, смерть, страх и – как следствие – новую несвободу.

Американцам, избалованным их историей, особенно во второй половине XX века, напротив, кажется, что любая революция – это просто очередная добрая фея и что во имя любого революционного каприза можно пожертвовать даже тем главным, что дала Соединенным Штатам их самая первая и самая великая революция – Свободой Слова, зафиксированной в Первой поправке к Конституции США.

И сегодня далёкие/недалёкие потомки Отцов-основателей ухаются в болото «инклюзивной» лжи, социальной самоцензуры, медийного и судебного линчевания «инаких», подмены авторитета талантливых специалистов и профессионалов – самозваными амбициями «дискриминируемых» бездарей в науке, искусстве, политике, даже бизнесе и т.д.

Однако – и я с этого начал – не только в США, но по сути нигде в мире ни один революционный процесс не выглядит уверенно-перспективным, а не истерично-тупиковым.

Почему?

А потому что нигде в мире революции не предлагают ничего принципиально нового.

При этом есть две основные версии современных «недореволюций».

Недореволюция № 1.

Протестующие с настойчивостью барана, штурмующего наглухо запертые ворота, пытаются вписаться в status quo. Иными словами, холопски взывают к той самой системе, которая – кто бы мог подумать? – основана на их рабском статусе и которая на самом деле органически неспособна к диалогу и которую необходимо демонтировать. Либо из которой, как минимум, следует вырваться на волю – подобно евреям, ушедшим из Египта «по дну Красного моря».

Именно так, «по-бараньи», раз за разом поступают протестующие города и веси в РФ, апеллируя к Кремлю с различными челобитными и «требуя правды и доброты» от самодержавной власти, исторически основанной на лжи и насилии.

То, что происходит в эти дни на Дальнем Востоке – увы, пример из той же «челобитной» серии.

Точно так же – хотя внешне куда более решительно и напористо – боевые и мирные сепаратисты по всему миру требуют от «международного сообщества», то бишь от ООН, признать их «независимыми суверенными государствами». Иными словами, даровать им те самые «национально-неделимо-суверенные» права, опираясь на которые уже существующие государства – члены ООН – и отказывают сепаратистам в праве на отделение.

К слову, как ни парадоксально, быть может, на первый взгляд, но прорыв «освободительной» российской революции 1917 года вместо царства свободы – в кровавую тоталитарную яму был связан именно с тем, что страна так и не нашла в себе сил «перестать быть Россией» и фактически воспроизвела старый самодержавный паттерн, только в самом зверском, «опричном», его обличье.

По этой же причине и «молодёжная революция» 1968 года, попытавшаяся утвердить идеалы радикального индивидуализма (и во многом преуспевшая!), но не сумевшая бросить успешный анархистский вызов существующим державам Запада, в итоге оказалась перемолота истеблишментом и внутренне исказилась до неузнаваемости – превратившись в нынешний тоталитарный по духу «прогрессистский» SJW-мейнстрим.

Недореволюция № 2.

Вместо того, чтобы предложить по-настоящему новый проект и добиться для его реализации соответствующей широты общественной свободы – протестующие подменяют позитив негативом, а расширение свободы – усилением запретов.

Это как раз то, что происходит сегодня в США. Все идейные кирпичики, из которых строится нынешний революционный, он же «прогрессистский», нарратив – начиная от антирасизма, продолжая феминизмом и прочей «позитивной дискриминацией меньшинств», и заканчивая веганством, эко-фундаментализмом и постмодерновым марксизмом – все они суть запреты. Все они, так или иначе, нацелены на то, чтобы «укротить настоящее», но никак не на то, чтобы – хотя в общих чертах – простроить будущее.

Никакой целостной концепции «нового общества» у протестующих нет. Есть лишь уходящий в дурную бесконечность перечень всё новых социальных табу – на слова, жесты, действия, статусы и т.д. Всё громче и громче звучат бесконечные «нет». Нет расизму! Нет капитализму! Нет патриархату! Нет колониализму! Нет мясоедению! Нет парниковому эффекту и глобальному потеплению!

Ну, хорошо, чему «нет», с этим понятно. Хотя и не до конца, потому что возникает масса вопросов. Если «нет капитализму и парниковому эффекту», то как быть с экономикой? А если «нет колониализму», то как именно «нет» – что конкретно делать на Ближнем Востоке, в Конго, в Южном Судане, в Мьянме и в десятках других горячих точек постколониального мира? На все эти вопросы внятных ответов у «прогрессистов», как правило, нет.

Но важнее всё же другое. А чему именно – «да»? Просто той же самой системе, но только где на каждом углу будут висеть «кирпичи» и прочие запретительные знаки? Иными словами, «светлое завтра» – это когда к свободной экономике, свободной науке, свободному искусству, свободному социуму будут приставлены «комиссары-прогрессисты», занимающих все ключевые посты и следящие за «идейной выдержанностью» беспартийных профессионалов? Надо ли специально пояснять, что таким способом ничего, кроме краха всей системы, достичь не удастся? Думаю, нет. И, самое главное, разве все эти преобразования отучат американцев стремиться к материальному успеху как к самоцели, олицетворяемой хрестоматийно-фальшивой белозубой улыбкой? А если не отучат, разве исчезнут в обществе разъедающие его сегодня зависть и ненависть? Скорее они станут ещё более жгучими, учитывая заведомую неэффективность и двойную несправедливость «прогрессистского проекта»…

Одним словом, до тех пор, пока в мире не прорежется новая большая мечта (без которой – религиозной или секулярной, не суть! – как показывает история, никакое общество обойтись не может), пока она по-настоящему не захватит воображение современников и не канализует их социальные, национальные и прочие фрустрации в созидание чего-то свободного и достойного, а не в запреты и разрушение того, что создано другими, – человечество продолжит буксовать, запертое в клетки изживших себя «национал-государственных тюрем».

Чтобы сломать эту систему, надо для начала, как минимум, понять, чем ты её собираешься заменить. А не вопить до повреждения связок «Нет!» и «Долой!».

Хочешь решить проблему – созидай сам, а не запрещай созидать другим. Это «золотое правило» любой революции, имеющей шанс реализовать свой потенциал хотя бы наполовину. И только соблюдение этого правила позволяет революционерам оставить после себя хоть что-то на века, если и не из золота, то хотя бы из благородного камня. А не из того, что чуть было не оказалось вынесено в заголовок…

Даниил Коцюбинский