Дягилев, его друзья и большевики. 135 портретов, которых мы еще не видели

В Шереметевском дворце открылась выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». 135 портретов друзей и хороших знакомых Сергея Дягилева. Обязательна для посещения теми, кто интересуется искусством прошлого века. Сергей Дягилев прожил треть столетия и знал всех, кто в то время засветился.

Респект Наталье Метелице, директору Театрального музея, и ее молодой команде, создавшим проект по европейским стандартам. Когда не из того, что под рукой, а сначала концепция и под нее – поиск материала. В данном случае привлечены Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, региональные российские музеи. И – внимание – Центр Помпиду, Художественный музей Руана, Национальная галерея современного искусства Турина, Архив Chanel, коллекционеры из России, Италии, Франции, Бельгии.

Под портретами размещена двойная хронологическая линейка. Биография Дягилева – премьеры «Русских сезонов», воспоминания современников. И события мировой истории.

Финальная, двенадцатая глава выставки называется «Невозвращение блудного сына». После Февральской революции Временное правительство решило назначить Дягилева министром искусств, чтобы он организовал культурную жизнь новой России. Дух захватывает от того, чтобы мог сделать Дягилев, если бы не большевики. Впрочем, мудрый Александр Бенуа еще до Октябрьского переворота заметил в своем дневнике: «Мне казалось, боязно тревожить Сережу, отрывать его от его европейской деятельности для того, чтобы снова ему поднести горькую чашу нашей российской бестолочи».

Был момент в начале 1920-х годов, когда у Дягилева наметился роман с советской властью. В 1922-м композитор Сергей Прокофьев заметил в дневнике, что Маяковский, будучи в Париже,  читал стихи Дягилеву, и они привели его в восторг. В 1923 году Маяковский пишет Дягилеву: « Разговор о возможной демонстрации искусства моих парижских друзей принят весьма сочувственно. Готов к услугам любого калибра и веса».

В 1924 году Дягилев получил советскую визу. Маяковский из Парижа наставляет Осипа Брика: «Будь путеводной звездой Сергею Павловичу – покажи в Москве все, что надо смотреть. Если С.П. не понравится Родченко, Лавинский, Эйзенштейн и др., смягчи его икрой».

Луначарского он информирует: «Конечно, опарижившиеся бывшие русские сильно пугали С.П. Москвой. Однако пересилило желание, а также мои утверждения, что мы деликатностью и грацией превосходим французов, а «деловитостью» – американцев».

Но Дягилев не приехал. Возможно, узнав об аресте братьев Валентина и Юрия. Первый позже погиб на Соловках.

Но роман с Россией на этом не закончился. В 1925 году Дягилев заказал Прокофьеву балет «Стальной скок»: «Надо Сережа, чтобы вы написали современный русский балет. – Большевистский?- Да»

Позже Прокофьев – в письме Дягилеву: «Мы придумали как раз то, что нужно: аполитично, характерно для эпохи (любовь на фабрике)». Дягилев приглашает в качестве режиссера Всеволода Мейерхольда. Тот через художника спектакля Георгия Якулова отвечает: «Уважаемый товарищ, по целому ряду причин не могу согласиться на предложение г. Дягилева (Париж) срежиссировать в его представлении». Судя по стилю, Мейерхольд чувствовал, что над ним сгущаются политические тучи.

Премьера «Стального скока» состоялась 7 июня 1927 года. Но Дягилев не успокоился, через год он пытался организовать в Париже «общий сезон» с Театром Мейерхольда. Из письма к Сергею Лифарю: «Всякая политическая подкладка будет с его стороны абсолютно исключена. Убежден, что он талантлив и нужен именно сейчас, завтра, уже, может быть, поздно».

Но было уже поздно.

Семнадцать «картинок с выставки», большинство – нами невиданных и незнакомых.

1 Антон Чехов (художник Николай Кравченко, Пушкинский дом)

В 1904 году Дягилев предложил писателю возглавить журнал «Мир искусства», получил  вежливый отказ.

2 – 3 Дягилев, Нувель, Бакст, Серов (Валентин Серов, карикатуры «Через 15 лет». Театральный музей).

Рисунки 1901 года. Серов умер в 1911-м. В остальном угадал.

4 Мися Серт (литография, Анри Тулуз-Лотрек. Эрмитаж)

Помогала Дягилеву во всех начинаниях, провожала его в последний путь.

5 Тамара Карсавина (Ж.Дюваль. Театральный музей)

Балерина, преданный соратник Дягилева, танцевала в лучших постановках «Русских сезонов».

6 Марсель Пруст (Жан Кокто, Центр Помпиду)

Поклонник русского балета в исполнения участника «Русских сезонов», автора либретто балета «Голубой экспресс».

7 Дягилев и Нижинский (Жан Кокто, Центр Помпиду)

Нижинский – друг, партнер, главная звезда русского балета.

8 Морис Равель (А. Манген. Центр Помпиду)

Знаменитый композитор сочинил для Дягилева музыку к балету «Дафнис и Хлоя».

9 Жан Кокто (Ж.-Э. Бланш, Художественный музей Руана)

10 Гарри Кесслер (Эдвард Мунк. Частное собрание. Флоренция)

Помогал Дягилеву в поисках денег на постановки. С ним Дягилев вел переговоры о балете на музыку Курта Вайля. Проект не был реализован.

11 Борис Кохно (С. Лифарь. ГТГ)

Многолетний секретарь и партнер Дягилева в исполнении танцовщика его труппы.

12 Филиппо Томазо Маринетти (Э.Прамполини, Галерея современного искусства Турина)

Основатель футуризма всегда кстати.

13 Коко Шанель (Владимир Ребиндер, фонд Сhanell)

Габриэль (Коко) Шанель – автор костюмов для «Голубого экспресса».

14 Жан Кокто (Автопортрет, Коллекция ИКАП Бельгия)

15 Дягилев (М. Джордж-Мишель. Фонд Chanell)

См. картину на заставке к тексту.

16 Джорджо де Кирико ( Автопортрет, частная коллекция Милан)

Художник был автором костюмов для балета «Бал».

17 Хуан Миро (Ман Рей. Центр Помпиду)

Миро вместе с Максом Эрнстом работали над декорациями балета «Ромео и Джульетта» на музыку Константа Ламбрета. В финале Ромео, одетый пилотом, уносил Джульетту на аэроплане. На дворе был 1926 год.

В.Ш.