Экологи в ужасе от строительства порта в Приморске

Новый порт в Приморске (официальное название: Приморский УПК – универсальный перегрузочный комплекс) невозможно построить, не нарушая закон. Разработанный проект УПК, одобренный государственной экологической экспертизой, но не одобренный пока главгосэкспертизой, невозможно доработать – совокупная масса этого объекта не влезает на отводимую ему территорию. Таков основной вывод общественной экологической экспертизы, организованной Центром экспертиз ЭКОМ.

Выводы перечислил Александр Карпов, директор Центра, представляя 350-страничное заключение экспертной комиссии. Объем заключения не должен удивлять. Сам проект УПК состоит из 747 томов (не считая содержащих гостайну, которые общественной экспертизе, естественно, не показали). Это башня из листов формата А2-А4 высотой около 15 метров. За три месяца эксперты прочитали все семь с половиной сотен томов.

На территории общей площадью 730 га вырубается весь лес, в том числе – в санитарно-защитной зоне действующего нефтяного порта (часть уже сведена под корень, ручьи засыпаны, объясняет Карпов), берег Балтийского моря  превращается в промзону.

Проект УПК предполагает перегрузку с железной дороги и с автотрассы (ту и другую надо или построить или значительно расширить существующие) 35 млн тонн грузов в год. 20 млн тонн угля, 5 млн тонн минеральных удобрений, 5 млн тонн грузов в контейнерах, 5 млн тонн зерна и т.д. Срок завершения строительства – 2026 год. Рядом уже действует нефтяной порт.

Структура УПК такая: собственно порт (лес уже вырублен), сортировочная железнодорожная станция севернее существующей однопутки «Зеленогорск – Приморск – Выборг» (там лес пока стоит). Будущий километровый пирс сейчас пока не существует, там вода. Земельный участок для него насыплют сухоройным способом, надвигая песок от существующего берега. На берегу, говорят экологи, растут охраняемые краснокнижные виды растений, но что они по сравнению с 35 млн тонн вывозимого из России сырья.

Будет построен еще один пирс угольного терминала. Уголь обещают грузить на суда с железной дороги по специальному конвейеру для уменьшения пыли. Но сначала груз надо привести к этому конвейеру от мест добычи.

Чтобы суда могли подходить к пирсам, необходимо дноуглубление территории площадью 3,2 кв. км, это как западная часть острова Котлин.

Землю со дна не будут использовать дня намыва искусственного земельного участка – структура грунта не та. Ее повезут на шаландах на север на расстояние 43 км, чтобы выкинуть в воду возле острова Грузный в Селезнёвском поселении Выборгского района – в квадрате для захоронения площадью 1,3 кв. км.

Всего при дноуглублении нужно вынуть 12 млн кубометров грунта. Из них примерно 10 млн лягут на дно около острова Грузный. Если бы у квадрата были стенки, уровень дна поднялся бы на 7 метров. Но стенок нет, поэтому в месте отвала образуется искусственная подводная гора неизвестной высоты (глубина там около 18 метров), которая будет постепенно оседать и расползаться. Рыбы и другие животные будут рады.

Оставшиеся 2 млн кубов должны рассеяться во Вселенной (шутка). Рассеяться в водах Выборгского залива в виде взвеси, испакостить места кормёжки рыб и птиц, а потом всё же упасть на дно. Правда и тут эксперты нашли «фокус»: на дно, согласно проекту, упадёт примерно в 10 раз меньше осадков, чем попадёт в воду.

Это цветочки, объясняют экологи. Ягодки в другом. Для создания сортировочной железнодорожной станции необходимо не только вырубить лес, но и вынуть 46 млн тонн грунта. Этот грунт опять же не подходит для засыпки залива, его развезут по выработанным песчаным карьерам Карельского перешейка (Дергачи, Рябово, Воронцовское). Они заменят там песок, который пойдет на строительство порта.

По расчетам экспертов общественной комиссии, чтобы выполнить график строительства, каждую минуту из порта будет выезжать 25-тонный КАМАЗ с грунтом. И вся эта масса покатится по существующим дорогам. Других просто не успеют построить.

Как и с грунтами дноуглубления, снова «фокус»: почти 11 млн тонн не помещаются в названные карьеры. Куда они денутся –  неизвестно.

Работа порта предполагает наличие якорных стоянок, фарватеров и рекомендованных путей подхода судов. Они есть в пугающем экологов количестве. Например, новая якорная стоянка заезжает в ООПТ «Березовые острова». Фарватер к УПК пройдет по тем местам, где весной на льду щенится нерпа. Там льда уже не будет.

Интенсивный судовой трафик направится в порт мимо островов с гнездовыми колониями птиц и мелоководий со стоянками перелетных птиц, следующих из полярных широт в Европу. Для них и создавалась эта ООПТ.  У некоторых видов птиц дистанция избегания судов составляет полкилометра. УПК заставит их изменить миграционный маршрут. Если найдут другой, то долетят.

Исходной точкой сборки грузов для Приморска является железнодорожная станция Павлово-на-Неве. Оттуда грузы двинутся в сторону Ржевки и далее через жилую застройку Ржевки и Граждаеки на приозерскую ветку, затем – по новой грузовой ветке Лосево – Каменногорск, и потом до Приморска через Выборг. Потребуется пропускать 28 пар поездов в сутки, при том, что на трассе существуют переезды без путепроводов. Иными словами, шлагбаум, «стоп машина»,  жди пока уголь проедет на экспорт.

На что ещё УПК будет влиять?  Людей оставим за скобками, они привыкнут. Проект УПК не учел все виды краснокнижных растений, которые растут на территории будущего порта. Больше всего пострадает один вид водных растений, который уже исчез в Финляндии и сохраняется только в российской части Балтики. Экологи говорят, что превратятся в канавы русла ручьёв, в которых нерестилась кумжа. Про лесных животных в проекте ни слова, поскольку лес вырубили до того, как началось проектирование.

Эксперты общественной комиссии обратили внимание, что хотя в техзадании проектировщику было прописано проведение слушаний по документации, но в представленных томах их нет. Слушания, которые взволновали Приморск в августе 2019 года, проводились по другому проекту, подготовленному другой фирмой. Анализируемый проект начали разрабатывать только в марте 2020. Странно, что этого не заметила комиссия государственной экологической экспертизы.

Что в сухом остатке? Если активисты напрягутся, то пойдут в суд. Перспективы у этого дела есть, но 747 томов кому-то придется прочитать.

Вадим Шувалов