Экономика должна быть

Всю осень «Город 812» с помощью экспертов пытался сделать прогнозы о том, как мировой кризис повлияет на городскую экономику. К сожалению, они не просто начали сбываться, но сбываться неожиданно скоро. Не в 2009 году (большинство экспертов, кстати, не соглашались даже с этим), а уже в 2008-м: инвестиционные проекты замораживаются, грузооборот порта падает, бюджет сокращается.

Стратегическое партнерство

  Пока экономика процветала, Смольный больше всего гордился договоренностями с крупнейшими российскими компаниями – “Газпромом” и “Базовым элементом”. “Газпром” обещал Петербургу вложить 150 – 200 миллиардов рублей в строительство газопроводов и электростанций принадлежащей ему компании “ТГК-1”. Однако наблюдатели утверждали (см. “Город 812” от 2, 8 сентября,  20 октября и 3 ноября), что Петербург столкнется с проблемами, если у “Газпрома” начнутся финансовые трудности. Некоторые сложности у “Газпрома” уже начались, и небольшой развод со Смольным уже  случился (“Газпром” отказался от участия в строительстве стадиона, а город – от участия в “Охта-центре”), однако пока Матвиенко и Миллер делают достаточно радужные заявления –  в минувшую пятницу Алексей Миллер заявил, что инвестиции “Газпрома”  в теплоэнергетику в каком-то виде сохранятся  – в 2009 году монополист готов вложить газификацию – 1,3 млрд рублей, в социальные проекты – 2 млрд рублей.

Вклад подконтрольного Олегу Дерипаске холдинга “Базовый элемент” в экономику города оценивался в 500 – 550 миллиардов рублей. Половину этих проектов приходится на коммерческую и жилую недвижимость. Однако в последнее время руководители “Базэла” говорили о возможности продажи частей бизнес-империи – в том числе и тех, которые занимаются строительством, а ряд проектов, где пока еще не начались собственно строительные работы, могут быть остановлены. В частности, это напрямую касается строительства крупнейшего в городе делового квартала на ул. Шкапина – Розенштейна и, судя по всему, Апраксина двора.

Инфраструктура

Структуры “Базэла” выиграли конкурс на строительство “Западного скоростного диаметра” стоимостью 212 миллиардов рублей, но с ним случилась заминка – банки не дают кредитов, соглашение о строительстве этой дороги до сих пор не подписано.

Еще структуры “Базэла” хотели строить Надземный экспресс и тоннель под Невой – но Смольный был вынужден перенести оба конкурса на весну – лето 2009 года.

Основные инвестпроекты в Петербурге должны были финансироваться на условиях государственно-частного партнерства – т.е. денег собирались дать “на троих” город, федеральный центр и инвестор. В конце декабря вице-губернатор Михаил Осеевский заявил, что в 2009 году на эти проекты нет ни копейки. Правительству РФ сейчас вообще не до того – оно спасает крупные компании. Из-за всех этих проблем переносится и конкурс по привлечению инвестора для нового терминала “Пулково”.

Автокластер и порт

Эксперты предсказывали (см. “Город 812” от 27 октября), что строительство автокластера в Петербурге столкнется с трудностями из-за мирового кризиса. Так и произошло: Ford перенес запуск Mondeo на заводе во Всеволожске. Все три питерских автозавода остановили или вот-вот остановят свои конвейеры: Ford на месяц с  24 декабря, Toyota с 29 декабря по 11 января, General Motors сделает две паузы – с 20 декабря по 11 января и с 26 января по 15 февраля, после чего перейдет на трехдневную рабочую неделю. Suzuki объявила, что откладывает строительство завода в Петербурге.

Из-за кризиса падает грузооборот порта – одна из крупнейших стивидорных компаний – ОАО “Морской порт Санкт-Петербурга” – уже  столкнулась с этим. Пока ненамного, на 8 процентов. По-прежнему в стадии подготовки находятся как минимум две сделки с терминалами порта, о продаже которых журнал “Город 812” расскажет в свое время.

Предварительные итоги

В целом влияние мирового кризиса на экономику отдельно взятого Петербурга показало, как опасна монополизация в важнейших секторах. Целые сферы городской экономики – энергетику, строительство домов и дорог, аэропорт – отдали или собирались отдать в руки крупных концернов. Но с наступлением кризиса им приходится спасать бизнес, отказываясь от петербургских проектов. Вторая тенденция – появление в проблемных секторах (ритейл, строительство) новых государственных монополистов. О том, как пойдет этот процесс, журнал “Город 812” расскажет в следующем году.

Евгений Никитин 
 

__________________________________________________________________
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский в ходе “круглого стола” “Организация антикризисного взаимодействия органов власти, СМИ и бизнеса” заявил, что пути выхода из кризиса есть – у Петербурга достаточный объем иностранных инвестиций, квалифицированных кадров и свободных рабочих мест.

Это позволяет надеяться на то, что при правильном выборе главного направления развития, который должно сделать федеральное правительство, кризис не продлится слишком долго”. При этом Осеевский отметил, что истоки финансового обвала, скорее всего, следует искать в ошибках прошлого. “Мы не воспользовались благоприятной экономической ситуацией, не проводили структурные реформы, не развивали конкурентную среду, не совершенствовали антимонопольное законодательство. К сожалению, внезапно упавшее богатство, как клад, найденный в саду, ума не прибавляет”.

По словам Осеевского, те действия, которые сейчас предпринимает правительство РФ, – лишь временная мера, девальвация создаст только временное преимущество. Кризис в России отличается от американского и европейского, поскольку экономика этих стран на порядок более конкурентоспособна.

“У нас решение находится не в плоскости конкретных действий, а в выборе пути развития страны, – сказал Осеевский. – При этом в Петербурге ситуация сейчас не так плоха. Экономика города достаточно диверсифицирована. Кроме того, много предприятий выполняют государственный оборонный заказ”.

При этом, как отметил вице-губернатор, поскольку наш регион так сильно взлетел, он сильно и упадет. По прогнозам Осеевского, нас ждет существенное снижение заработных плат, общего благосостояния горожан и сокращение бюджета на 25%.
“Если мы соберем в 2009 году в бюджет 250 – 270 миллиардов – будет хорошо”, – сказал Осеевский.
 
*__________________________________________________________________

В 16-м номере “Города 812” в материале, посвященном проблемам ритейла, была опубликована информация о том, что торгующая электротехникой сеть “Матрица” не может погасить облигации на сумму 1,2 миллиарда рублей.
Эта информация достоверна в отношении группы компаний “Матрица”, развивающей в российских регионах одноименную сеть супермаркетов, и не имеет никакого отношения к работающему в Петербурге гипермаркету электроники “Матрица”. Приносим извинения руководству ООО “Матрица” и читателям.