Управление ФАС по Ленинградской области обязало ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» до 1 марта восстановить снятые прошлой весной с маршрутов области электрички. Однако электрички восстановлены не будут. Почему – выяснял журнал Online812.
В 2006 году компания “Российские железные дороги” (РЖД) создала отдельное предприятие, которое занялось пригородными перевозками в Петербурге и Ленинградской области. ОАО назвали “Северо-Западная пригородная пассажирская компания” (СЗППК), в учредители пригласили администрации города и области. Но Ленобласть отказалась участвовать в этой истории: по словам чиновников, “бизнес-план сразу показывал, что первые пять лет, а то и больше, ОАО будет планово-убыточным. Покрывать эти убытки планировалось из госсубсидий непонятно каких бюджетов – федерального? А если регионального, то какого именно?”. Смольный в ОАО вошел и получил 25% плюс одну акцию.
СЗППК начала возить людей на электричках в разные районы Ленобласти, 80% пассажиров были петербуржцами – дачниками, которые, если верить статистике, больше всего ездили по Витебскому и Балтийскому направлениям. Остальные – жители области, и некоторым больше не на чем было добраться из Петербурга домой: со времен СССР в отдаленные пункты Ленобласти осталась железная дорога, а с автотрассами и автобусами – проблемы.
Прошлой весной начались проблемы и с электричками. Потому что в конце 2008 года СЗППК в очередной раз пришла в правительство Ленобласти с предложением компенсировать убытки, которые приносят пригородные перевозки. В ответ руководство Ленобласти потребовало полного отчета: откуда, мол, убытки? Может, вы неправильно хозяйствуете? Не могут же 20% жителей Ленобласти наездить на те сотни миллионов рублей, которые вы нам предъявляете к оплате! Тем более что за льготные категории граждан – они ездят бесплатно – и за них Ленобласть платит.
Через некоторое время из СЗППК пришли документы уже с меньшей суммой убытков, но чиновники Ленобласти стояли насмерть – требовали предоставить методику расчета выпадающих доходов. В конце концов, губернатор Ленобласти и вовсе сказал: отменяйте электрички, если они так убыточны!
В итоге СЗППК отменила с апреля 2009 года 45 пригородных поездов на Выборгском, Волховстроевском, Подпорожском, Сланцевском, Сосновоборском, Тосненском, Тихвинском направлениях. И в некоторые поселки теперь можно приехать из Петербурга только один раз в день, что, конечно же, не вызвало слез умиления у жителей.
Правительство Ленобласти обратилось в областное управление ФАС с просьбой разобраться в ситуации, поскольку СЗППК – естественная монополия (доля железнодорожных перевозок по территории Ленинградской области от общего объема пригородных пассажирских перевозок составляет 74,4%).
Антимонопольная служба провела разбирательство и выяснила, что железнодорожники плохо ловили безбилетников и собирали выручку, кроме того, “весомую долю в убыточность пригородных перевозок вносят бесплатный проезд железнодорожников… отнесение на пригородные перевозки расходов, не связанных с этим видом деятельности (пожарные, технические, скоростные межобластные поезда)”.
Еще выяснилось, что в 2009 году ОАО “СЗППК” предлагало администрации Ленобласти оплатить за оказание услуг по перевозке пассажиров на 2009 год 1 млрд 955 млн руб., хотя “фактические убытки компании за 7 месяцев 2009 года, по данным самого перевозчика, составили 405,4 млн руб.”.
Разбирательство в антимонопольной службе началось осенью, а закончилось 15 декабря 2009 года. Электрички весь прошлый год ходили по усеченному расписанию, люди писали письма в разные инстанции, чиновники Ленобласти попробовали было посчитать, сколько стоит ввести новые маршруты автобусов, но оказалось, что это дорого, и их вводить не стали. К тому же пришлось бы еще строить-ремонтировать дороги.
В конце концов ФАС решила: вернуть с 1 марта 2010 года столько пригородных поездов, сколько требуется жителям, – читай, сколько скажет правительство Ленобласти. Однако это не значит, что электричек реально прибавится.
По неофициальным данным на 26 февраля, решение администрации Ленобласти такое: пусть все идет, как идет, новые тарифы на проезд (их составили железнодорожники вместе с областными чиновниками) должны помочь СЗППК свести концы с концами, только больше ничего не сокращайте! А на полное возвращение прежнего расписания и тем более на введение новых маршрутов пригородных поездов в бюджете Ленобласти денег сейчас нет.
Понятно, что это не последнее разбирательство между железнодорожниками и чиновниками – хотя бы потому, что в законодательстве нет методики расчета размеров бюджетных дотаций для таких случаев. А значит, сколько денег попросит СЗППК у Ленобласти за 2010 год и сколько та согласится дать – неизвестно. И хотя безубыточность – одна из уставных задач СЗППК, создана эта компания была без наделения имуществом, все арендуется у РЖД, то есть компания не может сама принимать решения о получении кредитов под залог имущества, развиваться и т.д. Понятно, что электричек от всего этого больше не станет.
Размеры бюджетных дотаций,
которые РЖД просила у Ленобласти
В 2008 году:
231 млн руб.
(письмо ОАО “СЗППК” от 15.07.2008 исх. № 505)
300 млн руб.
(письмо ОАО “СЗППК” от 15.09.2008 исх. № 870)
1062 млн руб.
(письмо Октябрьской дороги ОАО “РЖД” от 10.03.2009 исх. № 105/п)
в 2009 году:
850 млн руб.
(письмо Октябрьской дороги ОАО “РЖД” от 30.06.2009 исх. № 357/п)
1955,7 млн руб.
(письмо ОАО “СЗППК” от 26.02.2009 исх. № 245)
Собственники “Северо-Западной пригородной пассажирской компании”:
ОАО “Российские железные дороги” – 75% минус 1 акции
Город Санкт-Петербург – 25% плюс 1 акция