Елена Кальницкая: “Загадки у петергофских фонтанов были всегда”

300 лет назад – в августе 1721 года – начали работать петергофские фонтаны. О правде и вымысле в истории фонтанов Петергофа “Городу 812” рассказала генеральный директор ГМЗ “Петергоф” Елена Кальницкая.

  • Елена Кальницкая

– Пишут, что «в одну из заграничных поездок Пётр I посетил Версаль. Людовик XIV лично проводил для него экскурсию по фонтанам. Пётр был восхищён, там было 1400 фонтанов. Но пытливый ум Петра впоследствии раскусил французскую хитрость. Из 1400 фонтанов, одновременно могло работать только 14. И, как оказалось, даже эти 14 включались попеременно. В итоге Пётр поставил задачу – сделать у себя даже не в 2 раза больше фонтанов, а в 10 раз! И чтобы они работали одновременно и долго. То есть – не меньше 140 одновременно работающих фонтанов». Это правда? Такое было?

– Любая историческая правда с годами может обрасти вымыслом. Я уже давно ничему не удивляюсь: недавно встретила серьезную цитату о Петре Великом в киносценарии для петергофских съёмок. Автор цитаты был – не удивляйтесь – Мишель Монтень. Если учесть, что философ эпохи Возрождения отошёл в лучший мир в конце XVI века, то о Петре Великом он никак не мог высказываться. Потом удалось обнаружить, что этим именем – «Монтень» – подписывал свои мудрые мысли некий блогер, а теледеятель об эпохе Ренессанса ничего не знал и понял все прямолинейно.

Это преамбула к ответу на вопрос: Людовик XIV умер в 1715 году, проведя на троне 72 года . Русского царя Петра I он во Франции видеть не пожелал, поэтому дорога в Версаль Петру открылась только после смерти «короля – солнце» . Так что никаких фонтанов Людовик Петру не показывал . Все остальное связано с бесконечными историческими анекдотами. Петр знал, что фонтаны Версаля питаются водой искусственным путём, но сам мечтал найти естественный путь подачи воды.

– Что послужило образцом для фонтанов Петергофа – фонтаны Версаля, Италии, Англии?

– Среди многообразия всего увиденного в Европе во время Великого посольства фонтаны привлекли особое внимание царя. Пытливый интерес привел Петра I к изучению принципов их действия. Он знал, что название «фонтан» происходит от имени бога водных источников Фонса (Фонта, Фонтана) – сына бога Януса и нимфы Ютурны. Древние цивилизации использовали фонтаны, созданные на основе природных ключей, как источники питьевой воды и поливные системы садов. Позднее к ключам начали подводить трубы, и с помощью насосов наполнять резервуары, откуда вода поступала в фонтаны, которые в эпоху средневековья обрели декоративный характер. Эпоха Ренессанса отвела им роль архитектурных доминант городских площадей и парковых ансамблей: фонтан «Треви» в Риме, фонтаны Тиволи и Казерты прославили Италию. В XVII столетии венцом фонтанного искусства Европа признала Версаль.

Возвращаясь к европейскому турне Петра, весной 1698 года «великие послы» осмотрели дворцовый ансамбль начала XVI века близ Лондона – Хэмптон Корт, который англичане называли «английский Версаль». Голландские впечатления были еще сильнее: страна славилась садами, а резиденция принцев Оранских Хет Лоо в Апелдорне, недалеко от Амстердама, поразила своим большим садом с фонтанами. «Фонтанные» впечатления были столь масштабными, что Петр приступил к сооружению водометов еще до поездки в Версаль.

– Чем петергофские фонтаны отличаются от европейских образцов?

– Смотря что считать «образцом». Если фонтаны Версаля – то на них Петр ориентировался, но не следовал строго. Среди его книг о фонтанах выделялось сочинение Саломона де Косса «Причины движущих сил», изданное в 1615 году. Французский инженер, создававший барочные сады с водными затеями при разных европейских дворах, опубликовал проекты фонтанных механизмов и аттракционов, работавших на основе движущейся воды.

Осматривая в 1717 году, во время второго заграничного путешествия, фонтаны в садах Лувра, Тюильри, Версаля, Трианона, Медоне, Сен-Клу, Фонтенбло и Марли, Марли, Петр сразу отметил, что некоторые из них созданы на основе принципов де Косса.

В Версале царь обратил внимание на «Обелиск» и «Нептун». Впоследствии, со значительной долей условности, они стали основой для создания фонтанов «Пирамида» и «Китовый» в Нижнем парке.

Марлинский каскад («Золотая гора») легко сопоставим с центральным фонтаном парка в резиденции Марли-ле-Руа, а ее второй по величине «Каскад Агриппины» стал прообразом Руинного каскада («Шахматная гора»).
Все, достойное повторения, Петр старался зарисовать и запомнить, однако нигде не шел по пути слепого копирования.

– Что точно известно о роли Петра при создании фонтанов Петергофа?

– Петр поставил перед собой задачу детально изучить фонтанное дело, для чего начал собирать нужные материалы. На первых порах из Франции ему привозили панегирики, прославляющие Людовика XIV, роскошные увражи с видами его резиденций, сочинения о деяниях короля и манерные портреты. Петр приступил к формированию собрания архитектурных чертежей, которое желал дополнять серьезными теоретическими сочинениями. Когда военные действия привели его в 1706 году в Смоленск, где он лично возглавлял работы по усилению городских фортификаций, образовавшееся свободное время позволило ему заняться науками. Царь просил П.П. Шафирова немедленно найти и прислать ему книги о фонтанном искусстве. В 1712 году в руки царя попала приобретенная для него модель версальского сада, он располагал чертежами по устройству Версаля, трудами по гидравлике, фонтанному делу, паркостроению.

  • Исторические карты фонтанного водопровода. Из архива ГМЗ “Петергоф”

Изучение обширного свода материалов дало четкое понимание существования двух типов фонтанного строительства: первый основывался на создании накопительных бассейнов и применении насосов. Второй использовал природную ситуацию – перепад высот, создающий естественное давление. Не жалея времени, Петр сначала стал теоретиком фонтанного искусства, настроенным на практический успех. Потом, найдя источники воды на Ропшинских высотах, он реализовал все свои мечты.

– Как выглядели фонтаны Петергофа при Петре?

– Многие выглядели гораздо скромнее, чем сейчас. Взяв на себя миссию фонтанного «идеолога», Петр за несколько отпущенных судьбой лет успел невероятно много. На его глазах сооружался Большой каскад, декоративное оформление которого почти завершилось к 1724 году. С этого времени по сторонам ступеней, на раскрашенных под мрамор дубовых пьедесталах, красовались свинцовые золоченые статуи и вазы. Площадку перед Нижним гротом украсили статуи «Венера» и «Время», а на полукруглых постаментах возлежали «Нептун» и «Амфитрита».

В 1721 году царь присутствовал на пуске парных «Больших фонтанов» – Итальянского и Французского, названия которых определяло исполнение их итальянцами и французами: братьями Бараттини и П. Суалемом.

Однако воплощения многих замыслов Петру не суждено было дождаться: строительство «Руинного» каскад (впоследствии – «Шахматная гора») сильно затянулось и завершилось только к 1739 году, почти одновременно с Римскими фонтанами, начатыми в 1720-х годах.

C именем Петра связано начало сооружения фонтанов «Пирамида», «Солнце», «Сноп» и «Колокола» в Монплезирском саду. К созданию Марлинского каскада («Золотая гора») приступили в 1722 году, одновременно с «Менажерными фонтанами».

Застал Петр завершение строительства деревянных галерей на месте будущих Воронихинских колоннад, и заключительным аккордом в его петергофской сюите стал скульптурный фонтан «Адам».

  • Нижний парк в гравюрах XVIII-XIX веков. Из архива ГМЗ “Петергоф”

– Кто мог тогда видеть фонтаны – для кого был открыт парк?

– В Петергоф стремились все, жившие в Петербурге. Горожан влекло сюда естественное любопытство. Сначала Петр дозволял всем приезжать в резиденцию самостоятельно, но потом решил, что показывать многое еще рано, и установил порядок особых разрешений.

В 1723 году, когда работы близились к завершению, царь решился на смелый шаг, организовав в августе дипломатическую поездку в Петергоф, тщательно продумав состав первой «туристической группы». Знакомые с Версалем, дипломаты жаждали сравнений. Петр лично сопровождал их, представ перед просвещенной аудиторией в качестве гида, и расспрашивал о впечатлениях.

– В XVIII веке фонтаны были в моде?

– Фонтанные комплексы были в большой моде. Подражать французской фонтанной резиденции стремились многие правители: скандинавские короли, германские курфюрсты и европейские монархи создавали свои маленькие «версали», часто весьма далекие от великого прототипа. Первые русские посольства, бывая во Франции, увозили с собой сильные впечатления, которыми делились по возвращении домой.

– Что еще неизвестно об истории фонтанов Петергофа? Есть ли загадки?

– Загадки у петергофских фонтанов были всегда. Мои коллеги, работающие с фонтанами годами, не все понимают о них. Наша коллега Нина Ивановна Ершова, проработавшая в Петергофе с фонтанами около 40 лет, рассказывала мне, что «качество» лета не влияет на количество фонтанной воды. В дождливую погоду ее может быть меньше – у природы свои законы.

Так было всегда: вот типично петергофская история. В 1754 году Елизавета неожиданно заявила, что главный фонтан Самсон «играет низко». За этим замечанием последовало целое расследование, и выяснилось, что из-за снижения напора воды высота струи сильно уменьшилась, и произошло это потому, что трубы износились, в них появились трещины, пропускающие воду. Теперь императрица приняла решение параллельно старой трассе водовода прорыть новый открытый канал и приступить к прокладке чугунных труб. После завершения работ Самсон забил так высоко, что порывы сильного ветра относили «водяной туман» на фасад Большого дворца, покрывая его брызгами. Елизавета потребовала отрегулировать высоту струи, и с этого времени нормой стал считаться подъем воды на 18-20 метров.

– Есть ли мифы о создании фонтанов, которые не соответствуют действительности?

– Таких мифов немало и они разные. Больше всего легенд связано с Самсоном. По одной из них, фигура богатыря установлена едва ли не позже всех скульптур каскада — в честь 25-летия Полтавской битвы. Но есть предание, что он установлен еще при Петре I, в 1715 году, в память знаменитого Гангутского морского сражения, в котором Россия впервые одержала победу над шведами. Наш хранитель скульптуры В. Я. Юмангулов посвятил Самсону монографию – «Петергофский Самсон. Биография памятника», где в деталях прослежена его история.

  • После оккупации. Из архива ГМЗ “Петергоф”

  • Установка Самсона. 1947 г. Из архива ГМЗ “Петергоф”

В ХХ веке появились бесконечные свидетельства о месте укрытия легендарного Самсона после войны. За много лет мы проверили десятки сигналов, приобрели специальную технику, не могли оставить без внимания ни одно мнение приходивших к нам людей. Но – увы – история Самсона так и осталась тайной. Или – хочется верить – пока осталась….

Вадим Шувалов

На заставке к тексту: купальня “Солнце”. Фото начала ХХ века. Из архива ГМЗ “Петергоф”