В Эрмитаже закрылась выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020». «Прекрасная садовница» из Лувра до Петербурга пока не доехала, но проект и без нее был успешным. Все решила прагматичность кураторов — Зои Купцовой и Василия Успенского.
Задолго до пандемии, они поняли, что не следует тратить усилия (понятно, огромные) на собирание произведений мастера из Урбино. Изначально решили сделать выставку про то, что было после Рафаэля и под его влиянием. А было много всего — болонские академисты (Карраччи), далее – Пуссен, Голциус, Рубенс, Менгс, Лосенко, Венецианов, Иванов…
Рассматривание этого богатства стало изысканным занятием для арт-гурманов. Да и для широкой публики было интересно узнать, как повлиял мастер Возрождения на Пикассо и Самохвалова.
Совсем отставлять публику без шедевров Рафаэля не рискнули. В качестве эпиграфа предполагался показ «Садовницы» из Лувра, где в прошлом году гостила «Мадонна Бенуа» Леонардо. Специально выстроенный «альков» для дамы остался свободным, зато внимание зрителей сосредоточилось на рисунках Рафаэля из Британского музея и венской Альбертины. Профессионалы говорят, что они лучше картин.
В ходе подготовки выставки было решено показать восемь фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, на стадии «незавершенная реставрация». Фрески находились на вилле Стати-Маттеи в Риме и были созданы вскоре после смерти Рафаэля бригадой, под руководством его любимого ученика Джулио Романо.
Конечно, любой музейщик скажет, что это мог быть отдельный проект, и будет абсолютно прав. Но когда рядом с фресками оказался картон «Венера и Адонис» Джулио Романо — эскиз к одной из них Альбертины, то это тот момент, ради которого вообще стоит делать выставки классического искусства. И ходить их смотреть.
Финисаж был отмечен большим круглым столом ученых искусствоведческих мужей и дипломированных художников «Рафаэль сегодня». Много говорили про классическую традицию, личное отношение к художнику, возможных вариантах его показа. Отсылаю интересующихся к записи, выложенной на youtube. Резюме получилось в духе незабвенной Фаины Раневской. Если вам не нравится Рафаэль, то это ваше личное дело. Впрочем, не следует считать его единственным небожителем на художественном Олимпе.
Лувр не забыл про обещание предоставить Эрмитажу «Садовницу». Но сначала надо общими усилиями победить вирус. Или хотя бы дождаться отмены карантина.
Вадим Шувалов