Это конкурс со слезами на глазах

Петербург снова выбирает: архитектурный конкурс, которого ждали 30 лет

.

Каждая станция — редкость

В отличие от Москвы, где более 270 станций метро, или европейских столиц, где счет идет на сотни, в Санкт-Петербурге всего 73 станции на почти пять с половиной миллионов жителей. Сказать, что это слишком мало- ничего не сказать.  Почему так получилось и получается, надо рассказать подробно и отдельно.

В результате каждая новая станция — событие. Она меняет транспортную географию, влияет на облик города, в том числе общекультурный контекст, становится предметом  горячего обсуждения. Поэтому ее архитектура — вопрос не утилитарный,  а общекультурный.

И вот нынешней весной город впервые за три долгих безконкурентных десятилетия объявил открытый архитектурный конкурс на проект станции метро. «Лиговский проспект-2».

Когда метро было искусством

А ведь с момента зарождения Ленинградского метро в 1940-х и до 1990-х годов новые станции проектировались через полноценные архитектурные конкурсы. Причем под эгидой Союза архитекторов СССР. Это были настоящие художественные баталии, в которых участвовали звезды архитектуры. Особенно феноменальным был один из первых послевоенных конкурсов, проводимый Союзом архитекторов на проект станции «Пушкинская». В нем участвовал, в частности, Александр Жук  — автор   «Владимирской», мастер монументальной композиции и настоящая восходящая звезда ленинградской архитектуры 1950-х.

Но в итоге победил не он. Василий Петров, который работал с Леонидом Поляковым над поземным залом «Пушкинской», подчеркнул пластичность пространства. Именно  этот дуэт абсолютно заслуженно тогда выиграл конкурс на «Пушкинскую» у небожителей Ленинградской архитектурной школы. Для художественного мира города это стало настоящей сенсацией. Кстати, Леонид Поляков не просто погулять в Петербург тогда вышел, он уже был настоящий  московский мэтр архитектуры, лауреат Сталинской премии, автор «Арбатской» в Москве.

К слову: Евгений Левинсон, автор знаменитого «Автово», участвовал в конкурсах на «Площадь Восстания» и «Балтийскую».

Станция «Пушкинская» прошла три тура конкурса, объединив ленинградскую монументальность и московскую выучку. Итогом стал первый метромемориал страны — скульптура Пушкина, панно Царскосельского парка, барельефы. Это был не просто проект — это было высказывание.

Эпоха тишины и случайного авторства

С начала 1990-х архитектурные конкурсы исчезли. Все станции проектировал один институт — АО «Ленметрогипротранс», автор более 70 станций Петербурга. Архитектурное разнообразие исчезло. Наземные павильоны стали похожи друг на друга: стеклянные кубы, бетонные каркасы, без выраженной идеи.

По воспоминаниям архитекторов, внутри института действовал неформальный «конкурс скорости»: кто первым добежит до кабинета директора, тот и получит заказ. Это порождало случайное авторство, отсутствие отбора по идеям и закрытость процесса. Молодые архитекторы не имели шанса, а город — выбора.

Конкурс, которого не ждали, но надеялись

И вот — неожиданный поворот, на который архитектурное сообщество не рассчитывало, но отчаянно надеялось. Весной 2025 года Комитет по градостроительству и архитектуре СПб объявил открытый архитектурный конкурс на проект административного корпуса станции «Лиговский проспект-2». Это будущий узел Красносельско-Калининской линии и часть терминала высокоскоростной магистрали Москва–Петербург (ВСМ).

– Местоположение: Лиговский проспект, 52.

– Программа: вестибюль метро, административные зоны, центр обслуживания пассажиров, музей метрополитена.

– Объем: шестиэтажное здание.

– Связь: подземный переход с «Лиговский проспект-1».

– Сроки: открытие к запуску ВСМ — апрель 2028 года.

Участники и условия

Подана 21 заявка, в финал прошли 8 бюро, представившие 9 концепций.

Среди участников — «Хвоя», «Интерколумниум», «Студия-17», «А.Лен», «Герасимов и партнеры» и другие.

Требования: опыт работы в исторической среде Петербурга не менее 5 лет, высокая профессиональная репутация.

Выставка проходит в Доме архитектора до 18 июля. Итоги конкурса — 22 июля. Приз победителю — 2,61 млн рублей.

  • Проект архитектурного бюро «Студия 17»

  • Проект архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

  • Версия архитектурной мастерской Б2

  • Проект архитектурного бюро «А.Лен»

  • Проект: Intercolumnium

  • Предложение архитектурной мастерской Максима Атаянца

  • Версия Sloi Architects

Сомнения и вопросы

Несмотря на значимость конкурса, часть архитектурного сообщества выражает осторожную критику:

– Все финалисты — из Петербурга. Участники из Москвы и других городов не были допущены, что вызывает вопросы о географическом равенстве.

– Критерий «высокая репутация» остается нечетким и может трактоваться субъективно.

– Полный состав жюри не опубликован, методика оценки — не раскрыта. Отсутствие прозрачности снижает доверие к конкурсу.

– Даже «Ленметрогипротранс», который строил большинство станций города, не попал в финал.

Почему это важно

– Это первый архитектурный конкурс на проект станции метро в Петербурге за три десятилетия.

– Это шанс преодолеть архитектурную стагнацию, породившую десятки почти однотипных павильонов метро авторства одного института

– Это попытка вернуть былую ленинградскую, уже привычную  образную выразительность в, увы, скудную и потому ценную на вес золота транспортную инфраструктуру мегаполиса. Кроме того, это еще и  возможность сделать станцию новым символом города на входе в ВСМ.

– Это шаг к открытому обсуждению городской среды — практике, давно исчезнувшей и крайне необходимой.

Петербург снова выбирает

Несмотря на то, что нынешний конкурс касается лишь наземного вестибюля и градостроительной концепции нового здания станции метро «Лиговский проспект- 2», соединенной с терминалом ВСМ, сам факт проведения открытого архитектурного состязания для объекта метрополитена в Петербурге кажется событием по-настоящему значимым. Конечно, это еще не полноценное возвращение к блистательной ленинградской традиции открытых архитектурных конкурсов для каждой новой станции метро, когда проекты были не просто утилитарными отмазками от начальства, а образом и художественным смыслом, — но все же это луч света, пробивающийся сквозь бюрократический туман.

Город приобретает надежду, что однажды  вновь станет свидетелями нового, художественно подлинного необыкновенного чуда под землей.

Конкурс на станцию «Лиговский проспект-2» — не просто архитектурное мероприятие. Это возвращение к идее, что даже вход в метро может быть произведением искусства. Город снова мечтает, спорит, выбирает — и, возможно, начинает новую главу своей архитектурной истории.

Остается надеяться, что жюри проявит профессионализм и честность — чтобы в этот раз в конкурсе победила образная идея, а не близость к кабинету.

Алексей Шолохов

На заставке: выставка проектов. Фото: КГА



preload imagepreload image