Каковы культурные практики потребления посетителей Ботанического сада Петра Великого? Кто посещает сад в период цветения сакуры, а кто круглый год? Какой образ идеального Ботанического сада рисуют горожане и почему они вновь и вновь возвращаются в сад?
На эти и другие вопросы получили ответы студенты департамента социологии НИУ ВШЭ СПБ весной 2024 г., которые опросили посетителей, провели четыре фокус-группы и используя визуальный метод, изучили территорию, карты, социальные сети и сайт Ботанического сайта. В этой статье расскажем о том, каковы были результаты исследования при проведении фокус-групп [1].
Метод фокус-групп активно используют социологии в сборе данных. Что это за метод? Это метод коллективного обсуждения, в ходе которого участники размышляют и аргументированно высказываются по поводу заданной темы. В ходе исследования нам важно было понять то, как горожане позиционируют Ботанический сад среди других подобных объектов культурного потребления, какой опыт посещения у них имеется, насколько они удовлетворены услугами, которые предоставляет Ботанический сад и на основе полученных данных разработать рекомендации по развитию культурной институции.
В ходе исследования было проведено четыре фокус-группы, в которых приняли участие представители разных возрастных групп (молодежь 18-35 лет, взрослые 35-50 и те, кто старше 50 лет), в каждой группе было 6-10 человек. Следует отметить, заинтересованных участвовать мужчин оказалось значительно меньше, чем женщин, что может служить ограничением при экстраполировании результатов на более широкую выборку. Участников фокус-группы мы рекрутировали через социальные сети Ботанического сада, «сарафанное радио», личные аккаунты организаторов фокус-групп. Среди участников фокус-группы были экономист и воспитатель детского сада, полковник на пенсии и блогер по растениеводству, студент и реставратор, цветоводы и экскурсоводы.
В первую очередь нам важно было обозначить позиционирование Ботанического сада Петре Великого среди схожих объектов культурного потребления, выявить его уникальные характеристики. Следует отметить, что во всех возрастных группах, и особенно в группе молодежи, мы определили, что сад выполняет разные функции. Если для одних информантов Ботанический сад – это научно-образовательная организация, то для других – место отдыха и развлечения. По мнению постоянного посетителя из молодежной группы, у Ботанического сада две функции: научный центр и рекреационное пространство: «Для меня важно, что это не только место развлечения, это научный центр… И культура потребления такова, что часто люди пренебрегают тем, какой статус носит место, куда они приходят отдыхать».
Определяя Ботанический сад как научный центр, участники выделяют такие его особенности как возможность увидеть большое разнообразие растений и животных расширить знания о ботанике и биологии, как идеальное место для наблюдения за птицами. Однако все же большая часть молодых респондентов группы воспринимает Ботанический сад как место отдыха и релаксации. Они ценят сад за особую атмосферу спокойствия, эстетику и возможность ощутить гармонию и умиротворения, приблизиться к природе. В целом, молодежь определяет Ботанический сад как уникальное городское пространство со своей архитектурой и экзотическими растениями.
Участники средней возрастной группы, несмотря на беспокойство о возможном повышении цены на входные билеты, чаще всего посещают сад на постоянной основе. Те, кому от 35 до 50 лет, особо ценят как красоту растений, так и возможность узнать что-то новое и интересное: «Для меня это просто – я заряжаюсь там вот от всего. Туда, попадаешь вот, как будто бы прям место силы даже». Для участников самой старшей группы (более 50 лет) Ботанический сад это не только культурный, но и исторический объект, место для семейного досуга. Особо представители старшей возрастной группы отметили, что в городе практически отсутствует реклама Ботанического сада: «Нет, чтобы украсить город рекламой сада нашего, да? И прописать, что такая гордость наша. Это же древняя история вообще со времен Петра I. Ну как… И не писать об этом». Таким образом, Ботанический сад как объект культурного потребления выполняет разнообразные функции, актуальные для каждой возрастной группы, объединяя в себе рекреационные, образовательные и культурные возможности.
В целом, участники выразили удовлетворение от посещения Сада, но отметили ряд проблемных моментов. Одним из главных барьеров, обозначенных участниками фокус-групп, стала высокая стоимость посещения Сада, особенно для пенсионеров и семей с детьми: «Я обращаю внимание на цены для пенсионеров, когда вход подешевле, потому что я на пенсии».
Некоторые респонденты отметили трудности с поиском информации о покупке билета на сайте. То есть покупка билетов онлайн вызывает у посетителей затруднения, что приводит их к сомнениям о посещении Ботанического сада: «Еще я бы хотела сказать, что очень сложно купить онлайн билеты».
Кроме того, многие отметили недостаток зон для отдыха и укрытия от погодных условий, что также является существенным барьером к посещению.
В качестве проблемы при посещении также были названы большие очереди и наличие одного входа – его называли неудобным и маленьким. Обсуждение этого барьера было оживленным и вызвало отклик со стороны других участников дискуссии, что может свидетельствовать о том, что многие посетители Ботанического сада сталкиваются с трудностями при входе.
Большие очереди часто становятся причиной отказа от посещения «Мы как-то с подругой обсуждали, она сказала я не пойду с ребенком потому что там толпы».
Улучшения, по словам участников, требует также и сайт Ботанического Сада. Как отражено в блоке, посвященному барьерам к посещению Сада, сложность в поиске информации на сайте Сада может оттолкнуть от посещения. Что касается пользовательского опыта, возможность открыть сайт с телефона и простота его интерфейса могут значительно улучшить впечатление посетителей о Ботаническом саде.
Несмотря на существующие барьеры, Ботанический сад привлекает посетителей своей уникальной природной атмосферой и образовательными возможностями. Одним из главных драйверов стало ежегодное цветение растений (сакуры, пионов, яблони), на которое ориентируются многие посетители. Это событие привлекает как молодежь, так и посетителей более старшего возраста. Помимо этого, важную роль играют различные культурные мероприятия и выставки, которые создают дополнительный интерес к посещению Сада.
На основе полученных данных студенты предложили несколько направлений для развития Сада. Среди них:
– улучшение инфраструктуры,
– создание более интерактивных образовательных программ,
– расширение информационной поддержки посетителей,
– активное продвижение мероприятий через социальные сети.
С особым увлечением участники фокус-группы рисовали образ идеального Ботанического сада: «Если совсем идеальный, то он должен быть круглогодично цветущий и постоянно зеленый».
Разработанный в ходе исследования проект идеального Ботанического сада был передан руководству Ботанического сада для формирования плана развития такой важной культурной институции не только для горожан, но и многочисленных туристов.
Наталья Колесник, Кристина Рыжухина, Ольга Ященко, департамент социологии, Санкт-Петербургская школа социальных наук НИУ ВШЭ
[1] В проведении фокус-группы принимали участие Варвара Белоусова, Виктория Васильева, Родион Гиззатулин, Егор Кудлаев, Полина Львова, Алена Пустобаева, Владислав Рыжинский, Полина Ремезова, Кристина Рыжухина