Год только начался, а главная художественная выставка года готова открыться 16 марта 2021 года! Я, конечно, имею в виду выставку работ почетного академика Российской академии художеств Евгении Васильевой (творческий псевдоним EVA) под духоподъемным названием «Весна», которая организована в Научно-исследовательском музее РАХ.
Стоит в связи с этим напомнить скандальную историю с триптихом Е.Васильевой «Транскриптаза», которая случилась в октябре 2016 года. Тогда Русский музей 14 октября принял на временное хранение (ВХ) этот chef-d’œuvre бывшей начальницы департамента имущественных отношений Министерства обороны, члена совета директоров ОАО «Оборонсервис», приговоренной 8 мая 2015 года судом к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима за мошенничество.
- Евгения Васильева рядом со своими прежними работами
Итак, 14 октября 2016 г. ГРМ принял триптих, подаренный Е.Васильевой музею, на ВХ, однако уже 26 октября на заседании Экспертной фондово-закупочной комиссии было решено щедрый дар отклонить, а статус ВХ немедленно снять «в связи с несоответствием собирательной практике музея». В чем заключено несоответствие в ГРМ объяснить не смогли или не захотели, но «Фонтанка» узнала тогда два мнения: «галерист Елизавета Савина заметила, что “не всякое хобби имеет право называться искусством”, а заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Александр Шевардин сказал, что так рисуют дети в 5-6 лет».
- Е.Васильева. Транскриптаза
Лично мне триптих тогда напомнил продукцию знаменитой в свое время шимпанзе Бетси. Началось все с шуточного аттракциона, придуманного редакцией газеты «The Baltimore News – Post»: из местного зоопарка взяли обезьяну, которая стала рисовать абстрактные картины, окуная пальцы в краски. 10 марта 1957 г. 20 таких картин выставили на обозрение. Неожиданно их раскупили (см.: Chimp’s Realistic Touch in Abstract Art Finds Market // The New York Times. 1957. March 12. P. 27). Об этих ассоциациях я написал в статье «На Васильевский триптих не пойду посмотреть» (Город 812. 2016. № 20. 24 октября см. тут).
Но вот пролетело почти пять лет с того скандала 2016 года, и теперь, как мне кажется (это мое оценочное суждение – ст. 29 Конституции РФ, ст. 47 закона «О СМИ»), наша неутомимая EVA не только стала в 2020 г. почетным академиком РАХ и выпустила 15 «художественных монографий» (см. тут), но уже рисует так, как дети в 10 – 11 лет.
То есть выставка «Весна» демонстрирует очевидный творческий рост, хотя он явно еще сдерживается очевидным однообразием стиля и навязчивым повторением уже освоенного приема стохастического наложения красочного слоя на поверхность холста, что позволяет предположить, что автор идет по линии наименьшего сопротивления. Впрочем, в ряде работ очевиден выход за границы абстракции в некое подобие реального мира, который предстает – и это самое интересное! – чем-то страшным и уродливым, концентратом миазмов и фантазмов, иногда оживляемых то ли птицами, то ли гигантскими насекомыми. Ни одного намека на весну, на оживление и пробуждение в картинах нет, поэтому название выставки – это не более, чем сарказм.
Особо стоит отметить выход Е.Васильевой в 3D – появление на выставке объемных металлических объектов, концептуально развивающих тематику ее живописи (серия «Голод»). Все вспорото и выпотрошено – именно такой предстает на выставке сублимация подсознания художницы. Впрочем, не исключено, что и картины, и «скульптуры» – это манифестации того, что Васильевой хотелось бы сделать с реальным миром после тотального геноцида… Программа автора – ненависть к миру и людям.
Представляю, какую зависть и стыд испытывает нынче Русский музей, пять лет назад подвергший Васильевой остракизму. Впрочем, я лично не исключаю, что директор НИМ РАХ Мудров А.Ю. и ректор СПб Академии художеств им. Репина Михайловский С.И. просто решили, что лучше повесить, чем сопротивляться.
И еще два слова об устройстве выставки – во всяком случае в том виде, в каком она представлена сейчас, до официального открытия. Я имею в виду развеску картин Васильевой в качестве фона для копий классицистских скульптур, используемых в учебном процессе.
В 1905 году в рецензии на выставку на осеннем «Салоне независимых» в Париже критик Л. Воксель описал показанный в окружении работ фовистов (А.Матисса и др.) итальянизирующий бюст французского скульптора А. Марка как «Донателло среди диких зверей».
Этим же приемом воспользовались и устроители выставки «Весна».
Михаил Золотоносов