Европейские сериалы 2019 года, которые надо смотреть. Включая Зеленского

Среди сериалов 2019 года больше всего удивила Европа (особенно одна бельгийская работа). Европа порадовала. Порадовала  так, что я решил в 10-ку лучших европейских сериалов в этот раз не включать творчество англичан, а сделать общую англосаксонскую номинацию из США и Британии. За исключением одного-единственного сериала, который имеет вполне европейский контекст.

Лучшие европейские сериалы – 2019

1) Brexit

2) Зеленский

3) «Бумажный дом» (Испания)

4) «День» (Бельгия)

5) «Перевал» (Германия, Австрия)

6) «1983» (Польша)

7) «Фауда» (Израиль)

8) «Имя розы» (Италия, Германия)

9) «Причал» (Испания)

10) «Гранд-отель» (Испания)

 

Под номером первым идет сериал  Brexit. Я не про художественный сериал с Камбербэтчем . А про реальный Brexit – про то  продолжающееся свинство, которое кочует по новостям. Это действительно сериал, но в реальной жизни. Это высокохудожественное творчество. Смены премьер-министров, маргинальные рожи, одна другой страшнее, дикие переносы дат. Уже никто не понимает, почему, кто, куда и зачем. Какие-то алкоголики из Евросоюза типа старика Юнкера что-то такое говорят, но поскольку они все время пьяны, их очень трудно понять. Это сильно, это постмодернизм. И снято в жанре медленного норвежского телевидения. Я думаю, что мы еще и до середины сюжета не дошли.

Все в Европе сейчас ненавидят англичан за ту хохму, которую они отмочили с Brexit. Никто не знает выхода из этой истории. Я в восторге и в легком ужасе.

В чем тут главная ошибка? Что Brexit  комментируют политологи? Политологи – люди скучные, работающие на «здесь и сейчас». А это должны комментировать профессиональные кинокритики, театроведы, а также смотритель Кунсткамеры, отвечающий за коллекцию уродов.

Борис Джонсон – один героев сериала Brexit

 

Второй такой же проект наши украинские братья шарахнули. Это сериал «Зеленский». И тут я уже не совсем шучу, поскольку  есть сериал «Слуга народа», на основе которого появился Зеленский… Это такой драматургический прием кольца в кольце, когда сначала актер играет президента, потом становится президентом, потом становится клоуном. Потом звонит Путину. А до этого Путин видел его в составе участников КВН, а Зеленский ему кричал: «Владимир Владимирович, возьмите нас хотя бы за долги!» В этом сериале  такое количество гэгов, на которое никакой Comedy Club не способен. Здесь тебе и олигархи типа Коломойского, и томные красавицы типа бывшего министра юстиции…

Зеленский – главный герой сериала Зеленский

 

Над двумя этими сериалами  – Brexit и «Зеленский» – все человечество трудится. Автор коллективный. Будут абсолютно непредсказуемые финалы, чему я радуюсь, потому что когда предсказуемо, тогда не очень интересно.

Теперь про реальные сериалы, которые сделали в Европе.

Абсолютно случайно я наткнулся на испанский сериал «Бумажный дом». И он захватил всю мою семью, двух детей и супругу, притом что мы все очень разные. Это сейчас самый популярный сериал Европы. Он про гениальное ограбление Испанского монетного двора, которое придумал персонаж по кличке Профессор. Он собирает интереснейшую шайку. Стильный сериал – они входят в  Монетный двор в масках Сальвадора Дали.

Есть путаница с количеством сезонов. Испанцы сняли 15 серий. Потом сериал купил Netflix. Цинично разделил первый сезон на два, по-своему кое-что перемонтировал, а потом запустил собственный третий сезон,  который для тех, кто смотрел сериал в европейской варианте, – второй.

Завораживает! Серию посмотрел – хочется дальше. Неожиданно. Например, песня итальянских партизан Bella ciao – «Прощай, красавица» В этом сериале у нее второе рождение, потому что ее эти грабители сделали своим гимном. И они так ее поют, что реально снос башки. У грабителей клички по городам – Москва, Токио, Найроби и т.д. Один из самых колоритных персонажей – Берлин, он позволяет себе в совершенно драматической развязке реплику, которую, я думал, невозможно в современной Европе услышать. Он говорит: «Женщины и пидоры, вперед!» Не буду рассказывать, почему он так говорит, но это стоит посмотреть. Это настоящее – это любовь, секс, страсть, насилие и ум.

А еще хотелось бы заставить министра Мединского этот сериал посмотреть, потому что он снят очень недорого. Там съемки в основном идут в павильонах. Но стрельба есть, все в порядке с этим.

Второй сериал тоже смотрел не отрываясь, это вообще сделано  в Бельгии. Ограбление банка. Похожая на испанскую завязка. Ан нет, совсем не похожа, и снято совсем по-другому. Сериал называется «День», потому что вся головокружительная история случается за сутки. Каждая серия – это всегда немножко отход назад, те же события, только немножко с другого угла. И очень многое узнаешь про Бельгию: что такое маленький бельгийский городок, как живется бельгийским олигархам. И очень стильный сериал. Такой немножко бельгийский нуар. А главное – только ты думаешь, что всё тебе понятно, как происходит очень грамотный перевертыш.

Германо-австрийский сериал «Перевал» я с сомнением начинал смотреть, потому что я от немцев в кинематографии многого не жду. Немцы хорошо умеют маршировать, и их бывшая министр обороны фон дер Ляйен теперь в Евросоюзе на хорошей должности. Но! Начинаю смотреть. В Альпах между Австрией и Германией находят странный труп. Думаю: о, где-то я это видел уже – сериал «Мост»! А это совсем не «Мост».

Это сериал для тех, кто любит про интересных маньяков. Сделано по-немецки основательно и по-австрийски изящно. Оказывается, так может быть. Немка, главная героиня, якобы сексуальная красавица, и все ее хотят, включая маньяка. Но, ей-богу, уж взяли бы лучше австриячку. Как говорил Наполеон, они красивы и плодовиты. Но взяли немку, потому что со стороны Австрии главный герой – мужчина, австрийский полицейский. Потрясающий. Они такую ему биографию необычную придумали, он вроде как «грязный коп», связан с мафией. Но одновременно  готов платить любую цену за то, чтобы найти разгадку жутких преступлений.

У немцев и австрийцев говоры разные. На этом многое строится. А еще все замешано на немецких преданиях – свои бесы в тех краях. Мы достаточно быстро узнаем, кто убийца, этого долго не будут понимать полицейские. Здесь авторы не играют в наивную игру со зрителями. А маньяк оказался еще и компьютерным гением, он слушает телефоны полицейских, через камеру в компьютере главной героини смотрит, как она занимается сексом со своим начальником. И потом сливает эти кадры в прессу.

Неожиданный сериал, потому что совсем без соплей, что для этой части Европы, по-моему, не характерно. И, на удивление, нет ни лесбиянок, ни гомосексуалистов. Я все время ждал, они должны были появиться именно здесь, потому что даже в Испании, даже в Бельгии в их сериалах они вовсю заправляют. А тут почему-то нет. Абсолютно традиционный секс.

И, конечно, Альпы. Маньяк очень природу любит и выбирает для своих ужасов очень живописные места.

И  такой финал, от которого просто контуженный ходишь, два дня  не отпускает. Просто фантастический финал! И они в начале 2020 года вроде обещают очередной сезон.

Польский сериал «1983». Он про то, что не освободились поляки ни от русских, ни от социализма. По сюжету в 1983 году случилась страшная какая-то провокация, и дальше нам показывают мир альтернативного польского будущего. Очень конспирологично, русские все равно козлы страшные, а поляки – самые главные воители в Европе. Там есть безумный польский генерал, который все время рассказывает про замечательную польскую кавалерию. Это стоит посмотреть для прикола. Хотя поляки со звериной серьезностью это сделали. Ценность сериала в основном этнографическая. У нормального русского человека это вызовет в основном ухмылку и нехорошее чувство национального превосходства, поэтому «1983» можно посмотреть в новогодние праздники.

Отличный израильский сериал «Фауда». «Фауда» по-арабски – это «смута, анархия, борьба». Одновременно «Фауда» – это пароль и название специальной группы в Министерстве обороны Израиля, куда собирают евреев, которые без акцента говорят по-арабски, для того чтобы они уходили на арабские территории и под видом арабов мочили к чертовой матери лидеров террористических арабских групп. Это стоит посмотреть, для того чтобы понять, почему никогда не будет мира между Палестиной и Израилем. Снято безо всякой жалости к самим себе. И  снято так, чтобы было понятно нам, не живущим там. Мне было смотреть особо кайфово, потому что я учил арабскую речь и разные диалекты немножко  отличаю. И иврит я учил. Поскольку это был тогда язык потенциального противника, то нам нужно было ключевые фразы освоить на иврите – типа: «Не бейте меня, я переводчик».

Сериал сделан безупречно, очень важные вопросы там поставлены о том, как насилие порождает насилие. Там ужасный уровень насилия показан – человеку в живот зашивают бомбу, а потом взрывают на обмене. Но это безумно завораживающая, очень интересная жуть.

И это необычно, что евреи так сняли арабов и так сняли себя. И такие типажи подыскали, что понимаешь: по большому счету это один народ. Как русские и украинцы. Как там один араб говорит одной шахидке: «Это наш друг, у него кличка Еврей. Знаешь, почему? Его все за еврея принимают».

Одновременно там есть сексуальная эротика и даже эротический секс, что для израильских сериалов нетипично. Другое дело, что у них этот эротический секс такой, как в песне про снег: и робкий и несмелый, на смех похожий секс. А евреи там в очень смешных трусах  ходят. Конечно, над эротическими сценами им еще работать и работать. А учиться не у кого, потому что у нас эротику запретили, а англосаксы рехнулись на харассменте, и у них с сексом стало все очень напряженно.

Третий сезон «Фауды» должен выйти вот-вот, я его очень жду.

Итальяно-германский сериал «Имя розы». Есть роман Умберто Эко «Имя розы». Был фильм «Имя розы». Теперь сериал. Мне кажется, в нем не хватает австрийской изящности. Говорят, когда сериал задумывался, Умберто Эко был жив и с ним все очень согласовывалось. Это для любителей романа – роман большой, в фильм с Шоном Коннери многое не вошло.

Я человек простой, мне бы сериал «Жуки» посмотреть да молочка с булочкой. Как по мне, так это все занудно. Это для интеллектуалов, я к ним никоим образом не отношусь. Я надеюсь, что наши читатели все это впитают и им будет хорошо.

Еще два хороших испанских сериала. Один реально этого года, он называется «Причал». Современная детективная история. Любовь, смерть, загадки, поиски. Главная героиня выясняет, почему погиб ее любимый.

Второй сериал примерно на ту же тему, только он исторический. Называется «Гранд-отель», в начале XX века разворачивается действие. Три сезона. Один человек приезжает в навороченный отель узнавать, куда пропала его сестра. А там такое! Сериал очень успешный. Хотя с «Бумажным домом» не сравнится, к сожалению.

Я думаю, что надо ждать новых сезонов от Brexit и «Зеленский», потому что реальные сериалы иногда обрываются по разным причинам: не договорились по деньгам, умер  ключевой артист и т.д. Но  в Brexit и “Зеленском” кто бы ни помер, продолжение совершенно точно обеспечено.

Андрей Константинов

Обзор российских сериалов 2019 года см. здесь.

 

На фото Интерпресс – писатель Андрей Константинов