Благодаря Интернету российский зритель смог, наконец, увидеть десятиминутный короткометражный фильм Ролана Быка «Люба или «Сюда я больше никогда не вернусь» – пронзительную новеллу о потерянном детстве. Знаменитый режиссер снял эту картину еще в 1990 году, но его ни разу не показывали по российскому телевидению.
У этого фильма с самого начала сложилась звездная и несчастная судьба. Картина была заказана Быкову международной детской организацией ЮНИСЕФ. Героиню “Любы” режиссер увидел по телевизору во время круглосуточного телемарафона, посвященного детям. На экране мелькнула 5-летняя девочка – худенькая, косенькая, с затравленным взглядом. Оказалось, девочку зовут Нина Гончарова, живет в Ташкенте. Быков, уже написав к тому времени сценарий, словно предугадал ее судьбу – отец, когда мать была беременна Ниной, зверски ее избивал. Родная бабушка Нины попала на шесть лет в тюрьму за то, что, пытаясь защитить беременную дочь от пьяного мужа, пырнула его ножом в живот. Отец остался жив, но бросил мать с четырьмя детьми, болезненную Нину она сдала в детский дом. Нине в фильме “Люба” и играть ничего не пришлось. Она это знала. В фильме девочка, не вынеся жизни, кончает жизнь самоубийством, бросившись с обрыва.
Этим фильмом, как говори Ролан Антонович, он закрыл тему детства в своем творчестве (Быков снял такие картины, как “Автомобиль, скрипка и собака Клялкса”, “Внимание, черепаха!”, “Чучело”). Он часто возмущался лозунгом “Единственный привилегированный класс у нас – дети”: “У нас единственный угнетенный класс – дети”.
Фильм “Люба” или “Сюда я больше никогда не вернусь” был показан на видеорынке в Каннах, произведя ошеломляющее впечатление. Его купили многие кинопрокатчики. Но продюсеры обманули режиссера, заплатив гонорар только за сценарий, но не заплатили за режиссуру. Кроме того, не отдали “нулевую копию”. Как вспоминала потом Елена Санаева, жена Ролана Быкова (она сыграла в фильме мать-алкоголичку), в 1997 году режиссер обратился к продюсерам с просьбой отвезти этот фильм на кинофестиваль. Но те потребовали у Быкова 5 тысяч долларов. Таких денег у режиссера не было.
До российского зрителя фильм тогда так и не дошел. Автору он достался лишь на ВХС-ной кассете низкого качества – так поступила фирма, осуществлявшая проект. Ролан Быков, переживая эту ситуацию, заработал микроинсульт.
Что пишут о фильме в Интернете:
Gospoja:
“Боже, какой леденящий душу ужас… не знала, что Быков может быть такой.
Еще есть похожий фильм “Волчок”, но он еще страшнее”
Samuil:
“Родители могут просто погубить своих детей. Фильм страшный. А не страшно каждый день смотреть как молодые и не очень родители пьют пиво, гуляя со своими детьми, курят на детской площадке. Матерятся при детях. Фильм об ответственности, про которую все сейчас забыли. Что мы не говорим, а показываем своим детям, как ведем себя, то будет им примером на всю жизнь. А жизнь эта может быть короткой, из-за нас с вами. Фильм о реальности”.
a7_reader:
“Для меня этот короткометражный фильм стал очень неожиданным. Очень понравилась работа оператора Георгия Рерберга. И как говорится “за душу берет” и “цепляет”. И все же наверное по факту “это уже прошлое”. Сейчас так “разрушительно” никто не переживает и не живет – не выгодно”.
Watersnow:
“Не удивили. Да, для 1993 года – это было крепко. А сейчас чтобы увидеть подобное достаточно включить НТВ (там данный жанр крутят 24х7) или просто выйти на улицу в какой-нибудь провинции. Так что этим никого уже не удивишь – единственное желание при просмотре такого ролика – закрыть браузер. Не всплакнет на тему девочки никто…