Фонтан как альтернатива хайтеку

В лофт-проекте «Этажи» открылась и до 1 декабря работает выставка молодых архитекторов «Альтернативный Петербург». Таковыми считаются архитекторы от 30 до 40, имеющие по нескольку воплощенных проектов. Впрочем, выставка, придуманная куратором Владимиром Фроловым, принципиально показывает нереализованное и нереализуемое. (смотри ФОТОрепортаж)

     

    Молодые архитекторы заявили в манифесте к выставке, что хайтековская архитектура в Петербурге невозможна. Для нее должны совершиться два чуда – чиновники вдруг разом перестать пилить бюджет, а строители использовать только те технологии, которые придуманы авторами. Поскольку чудес на свете не бывает, потерпел фиаско проект Доминика Перро для новой сцены Мариинского театра. Западные эксперты убеждены: он был реализуем, что бы ни говорили российские чиновники. Иное дело стоимость. (В 1996 году Сантьяго Калатрава создал проект Города искусств и наук в Валенсии с музеями, театрами и океанариумом, тогда его бюджет оценивался в 500 млн евро. Когда через 10 лет был построен последний объект – “Дворец искусств королевы Софии”, он один обошелся в 250 млн евро, что в три раза больше первоначальной сметы.)

Выставка состоит их трех разделов: постройка, градостроительство и концепт. “Концепт” к архитектуре прямого отношения не имеет и создан приглашенными художниками для рефлексии на горячие петербургские проблемы. Тут можно отметить идею живущего в Петербурге финского художника Само Кюрскхюлахти “Антикризисные небоскребы”. Автор предлагает подсветить многочисленные промышленные трубы, разбросанные по всему Петербургу. 200 рядов лампочек, и труба высотой 100 метров становится небоскребом высотой в 200 этажей. И все амбиции удовлетворены.

В разделе “градостроительство” внимание привлекают – идея Елены Дашиной и Дмитрия Гольденберга “Орнамент”

Как ни расписывай заброшенные цеха, авторы использовали в качестве полигона ЛОМО, они останутся свидетелями краха коммунистического мифа и требуют скорейшей джентрификации.

 Условное третье место достается “Посткорпоративному СПб” Кати Лариной – Данияра Юсупова. Они предлагают “использовать рекреационный ресурс гаражей для социального и делового общения” с помощью создания на крышах променадов, мини-диснейлендов и т.д. Все вместо того, чтобы прекратить сверхнерациональное использование городских дефицитных территорий и построить многоярусные паркинги.

Второе место – “Фонтанный мост” группы “Aggadesign”, предложившей построить пологий пешеходный мост через Фонтанку, в духе нового моста через Гран-канал в Венеции, созданного Сантьяго Калатравой. В отличие от знаменитого испанца, петербуржцы предлагают не ограничиваться чистой функциональностью, а запустить по обеим сторонам пролета фонтаны, которые могут менять высоту струй, подсвечиваться и т.д. Установить все это идеологи проекта хотели бы между Измайловским и Египетским мостами.

 Первенство в градостроительстве можно было бы присудить проекту “Альтернатива I” группы “ludi architects”. Авторы предложили пустить канатную дорогу вдоль КАД, сделать Южную ТЭЦ общедоступной как действующий музей тепла и энергии и создать “КАД скульптур”, установив на одном из главных перекрестков кольцевой дороги монумент из 40-футовых разноцветных контейнеров – символов товарообмена. Путешествие вдоль кольцевой дороги по канатам будет медленным, но интересным.

В разделе “постройки” с идеями бедно. Есть альтернативный проект Мариинки-2 Сергея Шведова. Это реплика с римского Колизея да еще с двумя квадригами по бокам и открытой прогулочной зоной. Доминик Перро предлагал подобную зону куда более изящно.

Есть Игорь Марков с проектом жилого комплекса на Каменном острове. Неоконструктивистские идеи использовали еще советские архитекторы, расположение узких окон в шахматном порядке в моде и сейчас.

Есть довольно старый (2000 года) проект Михаила Бархина для клуба “Грибоедов” на Воронежской улице. Висящая на высоте три метра над землей сигарообразная летающая тарелка из стали и стекла сильно напоминает медиацентр на стадионе “Marylebone Cricket Club” в Лондоне. Там тарелка зависла на высоте 15 метров. Жаль, что проект остался на бумаге, мрачный район Лиговки от этого бы выиграл.

В архивных папках останется и проект перестройки бывшего кинотеатра “Прибой” в Центр им. Сергея Курехина. Его создало бюро “Витрувий и сыновья”, предложив закрыть фасад полупрозрачными металлическими пластинами. Внутри  они создают полупрозрачные витражи, снаружи – отражающую поверхность. Здание не должно ломать сложившуюся городскую среду, но создает новый образ.

Летом 2009 года состоялся тендер на госзакупку, где предложение по реконструкции “Прибоя” отбиралось по наименьшей цене. “Витрувии” даже не пытались в нем участвовать.