Француженка прославила питерские коммуналки на весь мир

Оказывается, некоторые люди могут ностальгировать по тому, чего с ними не было. Французский фотограф Франсуаза Югье, начиная с 2001 года по нескольку раз в год приезжала в Петербург и устраивала фотосессии в 40 коммуналках. Жительница Евросоюза по-настоящему влюбилась в то, что многие горожане не могут вспоминать без содрогания. И вот, в конце марта она приехала в Москву в рамках «Фотобиеннале 2010» с результатами своей работы, оформленными в экспозицию «Коммуналка».

Франсуаза Югье всегда подходила к своей работе довольно необычно – она находила вдохновение в том, в чем остальные видели быт и стандарты. Свою карьеру она начинала как газетный фоторепортер в Liberation. После первой же съемки модного дефиле, ее приметили глянцевые журналы. В 1980-е Югье совершила фото-революцию в мире моды, когда стала снимать не моделей, а платья, “обрезая” манекенщицам головы. Позже она отправилась путешествие в Африку и долго выставлялась в различных галереях со своими работами.      

Что заставило известного фэшен-фотографа так полюбить питерские “многосемейки”, остается загадкой. Француаза нашла очарование во всем том, о чем среднестатистический петербуржец, хорошо знакомый с этим явлением, вряд ли захочет вспоминать: в заставленных пыльных коридорах, разукрашенных подъездах, ржавых раковинах, рваных обоях, общих туалетах. – Самые первые дни в коммунальных квартирах Петербурга были для меня особенно непонятны. Я знала, что мне надо будет еще не раз возвращаться сюда и узнавать какое-то волшебное слово, прежде чем я почувствую необычную атмосферу этих замкнутых пространств, – рассказала о своей выставке госпожа Югье.      

Назвать коммуналку “волшебным словом” по праву могут только французы, в крови которых видимо до сих пор течет революция и жив дух коммуны. Информации о том, жила ли сама Француаза в коммуналке, нет. Старая мебель, которую за пределами коммунальных квартир принято называть антиквариатом, странная планировка, двери комнат, запирающихся на ключ – все это произвело огромное впечатление на фотографа.     

В коммунальных жителях она нашла особый шарм.
– В течение нескольких лет я фотографировала эти квартиры и повседневную жизнь их жителей. Главным образом, Наташу. Она стала, как-то незаметно для меня самой, красной нитью моего рассказа, основанием моего желания находиться в этом городе и в нем остаться. Она – само воплощение духа коммуналок, магнетизма этого города, который меня уже столько лет терзает.     

Светохудожницу поразили петербурженки, стоящие в очередь за кухонной конфоркой, мужчины в трениках с оттянутыми коленками, и непонятное смешение частного и общего. Нашлось место и для фантазий – россиянки в потертых халатах, позировали на фоне замызганных кухонь, обнаженные девушки, отдыхали на столах застеленных клеенками…

На выставке Югье призналась, что “нашла в питерских квартирах сильных и харизматичных людей”. Это положение сомнений не вызывает, попробовала бы она сама отстоять с утречка очередь в ванную и “отдежурить” на кухне.

Критики положительно отозвались на “Коммуналку” и практически единодушно признали, у Француазы Югье получилась “странная (одновременно документальная и в то же время модная) съемка старых питерских квартир общественного типа”. Одной экспозицией она решила не ограничиваться, и по мотивам своих поездок сняла фильм и выпустила альбом..