Где панки и готы? Куда исчезла молодежная субкультура

Я тут поняла, что меня визуально печалит / удивляет  /настораживает, когда я оказываюсь в общественных местах. Имею в виду транспорт, улицу и.т.п. Я не вижу неформалов. Совсем. И поймала себя на мысли, что мне этого страшно не хватает.

Хочется встретить в вагоне метро парня с текстолитовым дрыном за спиной, девушку в балахоне и с торбой «АлисА», ребят с дредами в растаманских шапках, юное существо в хайратнике и с фенечками по локоть и так далее.

Мне грустно думать (хотя, видимо, так оно и есть), что все эти персонажи остались в конце 90-х-начале 00-х. Там же, где, кажется, навсегда застряла я. Мой день сурка проходит где-то между Эгладором и Арбатом, Камчаткой и двором у Костыля, Горбушкой и Орландиной, Введенским кладбищем и Чистыми прудами. Все эти персонажи – с фенечками, растаманскими косичками, Сильмариллионом под мышкой, с анкхом на шее и подведенным чёрным глазами – это всё частички меня самой. Я была ими, я осталась ими, кем-то больше, а кем-то меньше.

Мне 35, но мой плейлист практически не менялся с 19, что неизменно удивляет моего мужа. А меня в свою очередь удивляет, как в плейлисте у одного человека может соседствовать рок, джаз и рэп. И куда подевался вопрос-индентификатор: «А ты что слушаешь?»

К сожалению, я не знаю почти никого из современных 19-летних. Те, кого знаю я, плюс-минус пара лет, увлечены искусством, IT, некоторые даже политикой. У них смешанные музыкальные плейлисты. И на них невозможно навесить ярлык – «неформал» или «цивил». Просто другая система координат. Мне очень грустно от того, что я, похоже, её не понимаю. Думала, этот социокультурный разрыв случится позже, а я буду такая вечно молодая, вечно пьяная, продвинутая и понимающая. Чёрта с два. Не понимаю, но очень хочу понять.

А ещё хочу понять, почему сегодня стерлись милые моему сердцу субкультуры. Что такое изменилось, что панки, готы и хиппи стали неактуальны. Больше нет желания бунтовать? Самовыражение ушло в другую плоскость? Соцсети что-то унифицировали? Что, как, почему? Объясните, если вы это, правда, понимаете.

Соня Трошина

На фото мне примерно 19. Внутри себя я ощущаю себя так и сегодня, даже если выгляжу иначе.

Из комментариев в FB к этому тексту:

  • Тик-ток и мемы – и есть новый субкультуры.
  • Тик-ток и мемы это инфантилизм осознанный, можно даже сказать циничный. «Да, я дурачась, хе-хе». К своим субкультурам в 90-е люди относились серьёзно. Часто дрались за них до крови.
  • Тик-ток и мемы – это не всерьез, это маска, но не самоидентификация, которую будешь взаправду отстаивать.
  • В среде всеобщего стеба, где всё можно обгыгыкать, сложно родиться Достоинству, а без этого какие-то серьёзные позитивные перемены вряд ли возможны.
  • Бессмысленно внешне самовыражаться, если в сети ты можешь нацепить любую идентичность, хоть аниме-сталиниста.
  • Субкультуры есть и сейчас, просто они другие. Есть винишко-тяны, есть хикки. Субкультура – это прежде всего тусовка. Даже феминистки во многом тянут на субкультуру.
  • Винишка-тяны и хикки не создают устойчивые социальные группы, на субкультуры не тянут. Фемактивизм – да. Но все же феминизм довольно конъюнктурен в сравнении с протестными субкультурщиками 90-х.
  • Прикол не в унификации. А в том, что вместе с сетью появилась возможность настолько большого количества комбинаций из стиля одежды, музыки, способа времяпрепровождения, философий, что эта вариативность не позволяет так запросто поделить на группы. Слишком много простора сейчас из-за интернета. Ну, ничего. Скоро интернет в России отрубят и вернутся старые добрые субкультуры. Люди будут собираться на чердаках и слушать на пластинках Моргенштерна.