Продолжается история с памятником Чайковскому (его пытаются поставить в Петербурге уже тридцать лет – начиная с 1987 года). Считается, что композитора хочет посадить ближе к Мариинскому театру Валерий Гергиев, а ближе к Филармонии – Юрий Темирканов. В последнем раунде Гергиев обыгрывает Темирканова.
Александр Беглов и Валерий Гергиев объявили о начале проведения конкурса на эскиз памятника Петру Ильичу Чайковскому перед самыми выборами, конкретно: первым концертом нового сезона в Мариинском-2, где исполнялась 9-я симфония Бетховена.
Впрочем, то, что с Чайковским что-то произойдет, стало понятно несколько раньше – когда Смольный решил согласовать у депутатов ЗакСа выделение 6 миллионов рублей на установку памятника в 2020 году к 180-летию со дня рождения самого исполняемого композитора-классика в мире.
С выделением денег все законно: Чайковский входит в утвержденный Смольным список выдающихся личностей, которым монументы устанавливаются на бюджетные средства.
«Город 812» многократно обращался к теме «Чайковский и монументальная пропаганда».
История с памятником композитору началась еще при советской власти – в 1989 году был проведен конкурс проектов памятника Чайковскому – хотели установить монумент к 150-летию со дня рождения (1990 год). Конкурс провели. Первое место занял проект Михаила Аникушина (картинка на заставке к тексту). Памятник не установили.
В 2013 году Филармоническое общество Петербурга выступило с идеей установки памятника Чайковскому работы скульптора Алексея Архипова и архитектора Феликса Романовского. Предложили два варианта, где его установить: перед Концертным залом Мариинского театра на улице Декабристов или перед портиком Руски рядом с Невским проспектом. Дальше обсуждений дело не пошло.
В 2018 году неожиданно объявился московский скульптор Илья Дюков – памятник Чайковскому его работы власти решили поставить на Думской улице (Дюкову, как считается, почему-то благоволил Георгий Полтавченко). Петербургские скульпторы возмутились вторжением москвича. И быстро нашелся технологический аргумент, почему фигуру работы Дюкова никак нельзя поставить у портика Руска: внизу метро, памятник с постаментом просто провалится вниз.
И вот новый раунд интриги.
Некоторые наблюдатели считают, что участие Валерия Гергиева в организации нынешнего конкурса связано не с тем, что уже выбрано место установки памятника, – пьяцетта перед Концертным залом Мариинского театра рядом с улицей Декабристов. Имя художественного руководителя Мариинки должно привлечь к участию в конкурсе скульпторов со всего мира. Все, что могут на сегодня создать «отечественные производители» известно и мало кого устраивает.
Впрочем, другие наблюдатели уверены, что Гергиев, конечно, будет лоббировать места, близкие к его театру.
Формат конкурса – два тура. Первый – открытый, он завершится 23 декабря 2019 года. В январе-марте 2020 года прошедшие во второй тур должны представить своих Чайковских для выявления победителя. Его обещают назвать в начале апреля и наградить 1,2 млн рублей или примерно 20 тысячами долларов. За втрое место предусмотрен приз 800 тысяч рублей, за третье – 500 тысяч рублей.
Потом за полгода надо отлить скульптуру, обустроить территорию, а главное, провести все юридические процедуры согласований.
Опыт установки памятников показывает, что успеть можно.
Главное – говорят эстеты – найти образ Чайковского, который у каждого свой: одно дело автор Первого фортепианного концерта. Другое – танец маленьких лебедей со всеми коннотациями, начиная от пародий и заканчивая показом «Лебединого озера» в ночь августовского путча 1991 года.
Параллельно с конкурсом Гергиева-Беглова группа культурных деятелей (Темирканов, Боярский, Розенбаум, Фрейндлих) – предложила поставить памятник Чайковскому по проекту Михаила Аникушина возле портика Руска.
Пока шансы Гергиева выглядят предпочтительней. Но чтобы никого не обижать, можно поставить и двух Чайковских.
Вадим Шувалов