«Отец истории» Геродот славен не только тем, что первым стал рассказывать о прошлом беспристрастно, не отделяя в нем «хороших наших» от «плохих не наших». Он в равной мере считал великими и тех, и других:
«Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение, и великие, и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом».
В этой последней фразе – о причинах войн – главное прозрение Геродота. Он первым указал на то, что в основе войн лежат прежде всего «взаимные обиды», или, как сказали бы мы сегодня, «ущемленные амбиции».
Причем виноваты, как правило, обе стороны.
«Несомненно, тяжкая вина лежит на эллинах, так как они раньше пошли походом в Азию, чем варвары в Европу. Похищение женщин [в частности, спартанской царицы – Прекрасной Елены – троянцами], правда, дело несправедливое, но стараться мстить за похищение, по мнению персов, безрассудно. Во всяком случае, мудрым является тот, кто не заботится о похищенных женщинах. С этого времени персы всегда признавали эллинов своими врагами. Ведь персы считают Азию и живущие там варварские племена своими, Европа же и Эллада для них — чужая страна».
Но и азиатская сторона, отмечает Геродот, тоже обидела всю Элладу, когда лидийский царь Крез подчинил себе эллинов Малой Азии. Впоследствии персидский царь Кир завоевал Креза, и обида греков «автоматически» перенеслась на персов.
Мотивами «взаимных обид» Геродот объяснял и другие войны.
С тех пор многие историки пытались найти в причинах войн что-то «объективное» или «материально обусловленное». Но никто лучше Геродота, на мой взгляд, природу войн не описал.
Слишком рискованным и саморазрушительным предприятием является война, чтобы простая жажда наживы заставила целый народ вдруг перейти от мирной торговли – к завоеванию.
Да, в каждом социуме есть какой-то процент людей – назовем их условно «пиратами» – тяготеющих к разбою и грабежам как самоцели. Но чтобы вся страна вдруг устремилась в военный омут, для этого нужны сугубо моральные – возмущающие или окрыляющие – мотивы. Однако по сей день эта истина не стала общим местом в рассуждениях ученых о большой и страшной политике.
Вот почему так важно регулярно перечитывать Геродота!..
Даниил Коцюбинский