Главные медиасобытия 2009

Илья Ценципер. президент Института Медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», выбрал 7 главных медиасобытий 2009 года. «Главные события в медиасреде случаются в технологии или из-за технологий. — считает он. — При всей отвратительности политической жизни и жути отдельных происшествий, главное — это постоянное и глубокое изменение мира, в котором мы живем, под воздействием интернета».

      Facebook вышла в ноль

15 сентября социальная сеть Facebook объявила, что в 2009 году впервые в своей истории закончит год с прибылью. В тот момент количество пользователей сети превысило 300 млн, к настоящему времени — уже 350 млн.
“Уже года полтора-два назад было понятно, что дело к тому идет — бизнес-модель социальных сетей существует, и они могут конкурировать с классическими вещательными СМИ. Социальные медиа не мода, как кому-то казалось, а доминирующие игроки на рынке, и это надолго или навсегда. То же относится и к другим социальным сетям, просто Facebook больше всех, и у него получается лучше. Валидная бизнес-модель. Проверено, работает”.

      Интернет-реклама в Британии обогнала по обороту телерекламу

В Британии за первые 6 месяцев года рынок рекламы в интернете достиг 1,75 млрд фунтов, обогнав рынок телерекламы. Эти цифры содержатся в совместном отчете Бюро интернет-рекламы (IAB) и PricewaterhouseCoopers. На интернет приходится почти четверть всех рекламных бюджетов страны — 23,5%, тогда как на телевидение — только 21,9%.
“В Англии это случилось раньше, у нас случится позже, но рекламные бюджеты перетекают в интернет вместе с аудиторией, которая оставляет газеты, журналы, телевидение — все на свете — ради интернета”.

      Slon.ru

18 мая 2009 года открылся новостной ресурс Slon.ru, названный “редакция деловых новостей”.
“У меня миллион претензий к тому, как сделан этот сайт. Просто слезы на глаза наворачиваются от того, как он выглядит — даже по меркам русского интернета, в котором, в общем, есть с кем потягаться. Но при этом Slon.ru — это, может быть, первое СМИ, придуманное специально для интернета, даже несмотря на то, что это классическая редакция с репортерами. Или блогерами, называйте их как хотите. Вроде бы все пока получается здорово, тем более что ниша деловой журналистики, в которой выступает Slon.ru, — одна из немногих, где есть реальная конкуренция”.
Yota
В начале лета провайдер “Скартел” запустил в Москве и Петербурге беспроводную сеть Yota (формата WiMax), предоставляющую доступ в интернет с мобильных устройств. Покрытие 4G в двух столицах и Уфе доведено, по словам провайдера, до 70%. В начале декабря сообщалось, что Yota закрывает своим пользователям доступ к некоторым оппозиционным ресурсам (в частности, Kasparov.ru); в настоящее время это уже не так.
“Благодаря Yota медиа теперь есть повсюду, всегда и у всех. Это началось раньше, с распространения нетбуков и смартфонов, но Yota — крайний вариант; медиа стали доступны вообще всегда. Они работают уже в пяти городах, насколько я знаю, и это очень амбициозный проект. В смысле системы потребления медиа это знаковое событие”.

      Lifenews

В октябре издательский дом “Ньюс Медиа” запустил информационный портал Lifenews.ru (и одновременно — ресурсы Lifesport.ru и Lifeshowbiz.ru, посвященные спорту и шоу-бизнесу соответственно). Примерно тогда же ИД объявил о создании собственной школы журналистики и выпустил первый номер еженедельного журнала “Жара”.
“Lifenews — это событие. Интересно, что со стороны таблоида приходят требования к качеству журналистики — такие тупые, американские, что хочется пожелать им успеха. Это прямо поразительно, и издатель Lifenews Арам Габриелян — просто удивительный человек. Если говорить о русских медиа, а точнее о журналистике, то он — самый главный молодец, больший молодец, чем все интеллигентские герои. Потому что именно этим и должны заниматься журналисты — изложением фактов, а вовсе не собственных мыслей”.

      Ценципера уволили из “Афиши”

24 августа 2009 года холдинг “Профмедиа”, в который входит ИД “Афиша”, объявил о досрочном расторжении контракта с генеральным директором ИД (а до того — главным редактором журнала “Афиша”) Ильей Осколковым-Ценципером.
“Лично для меня важное событие, конечно, заключается в том, что компания “Профмедиа” прогнала меня из “Афиши”, отметив таким образом мои достижения. Урок для меня таков: есть собственники, для которых главное не деньги. Раньше не знал”.
Кризис
“В результате кризиса множество медийных площадок сменили хозяев. Рекламный рынок сильно просел, и поэтому пейзаж совсем не такой радостный, как годом раньше. Меньше становится новых проектов, сильные становятся сильнее, старые слабее, и никто, по-моему, не решается загадывать на несколько лет вперед. С кризисом вымылось огромное количество дерьма, что хорошо, и труднее стало делать новое и интересное, что плохо”.