На киноэкраны вышел фильм «Гоголь. Начало» – альтернативная версия биографии главного российского мастера хорроров с цитатами из его самых страшных произведений. Российские критики фильм обругали, а зрителям он неожиданно понравился – за первый уик-энд «Гоголь» собрал в прокате полтора миллиона долларов, а за первые полторы недели – больше шести. В 2017 году более эффектный старт был только у бондарчуковского «Прибытия».
Но интересен в «Гоголе» не столько коммерческий успех, сколько то, что это не «большое» кино, а первая часть восьмисерийного телевизионного сериала, снятого для канала ТВ-3. То есть телевизор окончательно стал для российского зрителя главнейшим из искусств.
Так, чтобы телеканал принимал участие в производстве полнометражного продукта для кинотеатров, практика для нашей страны нормальная. «Ночной дозор», «Викинг» и многие другие российские блокбастеры делались в коллаборации с всесильным Первым каналом. Достоинство такой схемы не только в том, что каналы богаче кинопродюсеров, но и в рекламных возможностях – канал-инвестор найдет способ продвинуть собственный продукт. В результате стали получаться фильмы-мутанты, которые изначально снимались как сериалы для телепоказа, а потом резались по живому ради экранной версии.
И «Гоголя» его производители – режиссер Егор Баранов и кинокомпания Александра Цекало «Среда» – с самого начала снимали как сериал. Сериальная схема лежит в основе его структуры – фильм состоит из двух глав, сюжетные линии не завершены, сам сюжет имеет сквозной характер. При этом фильм имеет смысловую концепцию, не лишенную изящества: главный герой – молодой Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) – типичный романтический персонаж, лузер-невропат, неспособный найти свое место в мире. Он уже написал свое первое неудачное произведение, уже живет в Петербурге и служит писарем в 3-м отделении под началом у того самого Бенкендорфа. Но авторы за эту деталь не цепляются, а определяют героя в детективы – по роду службы он ведет протоколы осмотра места происшествия. Этот остроумный жанровый поворот в трактовке биографии классика русской литературы радует сам по себе, да еще и усиливается главным качеством цекаловского Гоголя – способностью периодически биться в нервных припадках, во время которых у него случаются видения, помогающие в расследовании преступлений.
Ценного сотрудника замечает знаменитый следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков) и вместе они отправляются в малороссийскую Диканьку расследовать преступление.
Эти припадки становятся не только сюжетным двигателем, но и позволяют внести в фильм хоррор-элемент – в обмороках Николай Васильевич не просто раскрывает преступления, но и встречает всю ту нечисть, за которую мы любим его «Вечера на хуторе близ Диканьки»: ведьмы, упыри и просто свиные рыла. Неизбежным образом «Гоголь. Начало» – это в меньшей степени детектив, а в большей – хоррор, где вся нечисть изображена прямолинейно, очень добротно, а временами даже страшно. Потом она перекочует в гоголевские книги, а пока он становится посредником между двумя мирами, реальным и фантасмагорическим, – неплохая метафора писательского дара. Эффект усиливает и то, что в фильме совсем по-гоголевски граница между мирами очень слабая, нечисть спокойно разгуливает в реальной жизни, а реальные персонажи – например Пушкин в исполнении Павла Деревянко – запросто оказываются в фантасмагории. И то, что там делается с солнцем русской поэзии, порадует сердце любого школьника, измученного «Евгением Онегиным».
Однако это многосмыслие, шуточки над классиками и игры с цитатами сочетаются в фильме с не очень правдоподобной постановочной частью (Диканька напоминает театральные декорации), неудачными диалогами и серьезными провалами по ритму. А временами «Гоголь» просто скучен.
Правда, это обращает на себя внимание, если применять к «Гоголю» критерии полнометражного кино. А как сериал он вполне конвенционален и более того – для российского телевидения это довольно изысканное кушанье.
Именно сериальная природа и сыграла решающую роль в успехе фильма и дало такие сборы. А возможно, даст и впоследствии – одна за одной должны выйти еще три части.
И все бы хорошо, если бы эта победа сериального формата не означала полный провал полнометражного российского кино.
Елена Некрасова