Как часто при просмотре очередного голливудского блокбастера у нас возникает ощущение дежавю? Чувство, что эту сцену мы уже где-то когда-то видели? Или этот сюжетный ход? Ничего удивительного. Сценаристы нередко используют находки своих коллег по цеху. Некоторые же настолько увлекаются процессом заимствования, что уже не могут остановиться. В итоге на экраны попадают картины, представляющие собой сплошной штамп. Вот небольшой список самых распространенных киноклише Голливуда.
1. Сотовая связь
Работа мобильных телефонов зависит не от наличия устойчивой связи в данной конкретной точке Вселенной, а от воображения сценаристов. Как правило, сотовые резко перестают ловить сигнал именно в тот момент, когда это необходимо по сюжету – если за вами гонится монстр (“Джиперс Криперс”) или банда безумных психопатов-каннибалов (“Поворот не туда”).
2. Мексиканский тупичок/Безвыходное положение (Mexican Stand-off)
Введенный в оборот Тарантино и Родригесом, это киношный прием с тех пор уже давно стал штампом. Куча народу в замкнутом пространстве, каждый целится в каждого и все боятся даже пошевелиться. Как обычно, разрядка конфликта наступает в момент, когда на кухне Кончита случайно роняет на пол что-нибудь бьющееся. “Бешеные псы”, “Настоящая любовь”, третьи “Пираты Карибского моря” и еще целая прорва фильмов.
3. Последний вздох злодея
Настоящий маньяк-убийца никогда не умирает сразу. Он терпеливо истекает кровью, мозгами и прочими жидкостями в ожидании, когда главный герой подберется поближе. И в тот самый момент, когда мы все уже окончательно поверили в его смерть… АААААААААААА! Он внезапно вскидывает руку в тщетной попытке нанести последний удар. После чего окончательно умирает, чтобы в полном здравии вернуться в продолжении. “Терминатор”, “Крик”, “Роковое влечение” и все фильмы серии “Пятница, 13-е”.
4. Суперспособности
Кино – волшебная страна. И даже умственно больные люди в кино имеют шанс выделиться из толпы. Так что если у вас не все дома, не отчаивайтесь. Вы либо прекрасно играете в настольный теннис (“Форрест Гамп”), либо запоминаете на лету телефонный справочник (“Человек дождя”), либо виртуозно исполняете полет шмеля (“Блеск”). Впрочем, некоторые из этих уникумов существовали в реальности, кино лишь добавляет красок в картину их жизни.
5. Взлом компьютера
Нет, я конечно не специалист. Возможно, сам процесс действительно не занимает много времени, особенно если под рукой нужные логин и пароль. Однако в фильмах вам достаточно сурово сдвинуть брови, настойчиво постучать по клавишам и… вуаля! Операционная система значения не имеет. И даже ее отсутствие. “Матрица”, “Пароль: Рыба-меч” и любой фильм, где хакеры и компьютеры фигурируют в сюжете больше двух минут экранного времени.
6. Осторожно, двери закрываются
Вкрадчивый женский голос не всегда произносит эту фразу перед тем как окончательно затворить двери перед самым вашим носом. Однако некоторые проныры постоянно успевают прошмыгнуть в последний момент. Как в метро, так и в кино. Особенно этим славится Харрисон Форд. Как в роли Хана Соло из “Звездных войн”, так и в образе всеми любимого Индианы Джонса. Да, кстати, если вы все-таки не успели, то, увы, это не метро, следующего поезда не будет и скорее всего вам скоро придет каюк.
7. Босс – злодей
Он является твоим духовным наставником. Пастырем и учителем в одном лице. Даже если он не научил тебя всему, что ты знаешь, он точно помог тебе в продвижении по служебной лестнице, либо просто взял к себе под крыло. Чтобы потом вероломно предать, подставить или даже убить. Увы, твой начальник оказался самым главным злодеем. И так каждый раз. “Миссия невыполнима”, “Особое мнение”, “Секреты Лос-Анджелеса”.
8. Бывшие супруги в опасности
Что лучше всего объединяет женщин и мужчин? Правильно, общие интересы, темы для разговора, любовь, свадьба, брак наконец. А если речь идет о бывших мужьях и женах? Снова склеить разбитую чашку поможет только общий враг. Ведь дружить можно просто, а можно против кого-то. По крайней мере, когда пули свистят над головой, про взаимные обиды можно и забыть ненадолго. “Крепкий орешек”, “Бездна”, “Парк Юрского периода 3”.
9. Плохие парни не умеют стрелять
Примеры? Только успевай загибать пальцы. “Коммандо”, “Рэмбо” (весь), “Звездные войны”. Любой голливудский боевик. Если негодяи стреляют метко – значит это не боевик. Это драма. Или реальная жизнь.
10. Монтаж успеха
Главному герою предстоит серьезное испытание. Это может быть театральная постановка, танцевальный конкурс, спортивное соревнование или даже бой за звание чемпиона мира в тяжелом весе. Да, можно посвятить несколько серий тяжелым тренировкам, неудачам, провалам. Наглядно показать, как будущий чемпион потом и кровью зарабатывает свой титул. Но ведь ради этого и придумали монтаж, правда? 3 минуты эффектных сцен – первые 1,5 у героя получается далеко не всё, зато в концовке он обгонит ветер и обставит своего преподавателя в два счета. “Рокки”, “Парень-каратист”, “Кикбоксер”, “Не отступать и не сдаваться”, “Вирус любви” и многие другие.
11. Злой начальник
Этот известный штамп нередко обыгрывается в многочисленных пародиях на полицейские фильмы. В каждом киношном полицейском участке есть своя звезда или звезды. И свой злобный, постоянно орущий, но при этом справедливый, начальник, от чьих придирок эти “звезды” несправедливо страдают. “Смертельное оружие”, “Полицейский из Беверли-хиллс”, “Красная жара”, “48 часов”, “Ночные ястребы” и пр.
12. Эйфелева башня
Не обязательно быть французом, чтобы увидеть знаменитую Эйфелеву башню. Даже во Францию ехать не придется. Возьмите диск с любым фильм про Париж. “Бросок кобры”? “Армагеддон”? “Заложница”? “Рататуй”? В любом из них башня будет как на ладони. Тоже самое касается всех зарубежных фильмов про Россию и Москву. Панорамный проезд по Красной площади и куполам Кремля вам обеспечен.
13. Мой голубой друг
Странная тенденция. Почему-то если в фильме изображается трепетная дружба мужчины и женщины, то в 8 из 10 случаев, он – голубой. “Дневник Бриджит Джонс”, “Свадьба моего лучшего друга” и почти “Чак и Ларри: Пожарная свадьба”. А вот мужикам в друзья лесбиянок никогда не дают. Дискриминация по половому признаку?
14. Одеяло по горло
Это уже даже не смешно. В кино, конечно, должны существовать условности, но не до такой же степени. Типичная утренняя сцена. Он и она в постели (была ли ночь бурной или спокойной, неважно). Вне зависимости от рода занятий – завтрак или просто милая беседа, девушка ВСЕГДА подтягивает свое покрывало до самых подмышек, чтобы не дай бог зритель не увидел сокровенного. Как говорится, ждите столь же популярной сцены в душе. Или фантазируйте на здоровье.
15. Шмотки впору
Ввиду различных обстоятельств, нашим героям приходится несколько раз переодеваться по ходу фильма. Как правило, чтобы скрыться от преследования, затеряться в толпе или стать “своим” на некоторое время. Можно ли рассматривать как счастливое совпадение тот факт, что в большинстве случаев украденные или снятые со случайного прохожего вещи приходятся герою впору? Зато неподходящий размер обуви – наоборот, часто становится предметом отдельных шуток (“Большая прогулка” или “Крепкий орешек”).
16. Взрыв за спиной
Не нужно бояться. Вас не унесет к чертовой матери взрывной волной, не засыплет по уши щепками и камнями, не ранит осколками. Если главный герой знает, где и когда произойдет взрыв, ему достаточно повернуться и, высоко подняв голову, идти от него навстречу камере. Лицо должно быть при этом максимально мужественным и серьезным. Это вам не хухры-мухры, это кадр для постера. “Десперадо”, “Идентификация Борна”, “Правдивая ложь”.
17. Гром и молния
В кино скорость звука настолько велика, что удар молнии совпадает со звуком грома. Не спорьте. Так надо для пущего эффекта. “Назад в будущее” – типичный пример.
18. Наглядные материалы
Высшая степень безумия любого маньяка, серийного убийцы или просто сумасшедшего, подглядывающего за соседями (“Фото за час”), как правило, выражается в огромном количестве всевозможных газетных и журнальных вырезок и фотографий будущих жертв. Чтобы облегчить работу киношным полицейским, все эти материалы заботливо расклеены по стене тайной комнаты, подписаны маркером и снабжены указателями. Плюс необходимая доза угрожающих надписей (иногда написанных кровью). “Фанат”, “Неуязвимый”, “Семь”.
19. Обратный отсчет
А вообще очень удобно. Странно, что в том же “Повелителе бури” не додумались. Гораздо проще обезвреживать бомбу, если она оснащена крупным таймером с яркими, большими цифрами, показывающими сколько именно времени осталось до взрыва. Правда, зачастую последняя минута длится секунд 300. Чтобы главный герой наконец определился, какой именно проводок резать – синий или красный. “Крепкий орешек 3”, “Смертельное оружие 3”, “Без лица”.
20. Девушки из “высшего общества”
Если по ходу действия герои попадают в полицейский участок, то будьте уверены, в кадре появится как минимум одна проститутка, терпеливо ожидающая оформления. В 2 случаях их 3 она еще может попытаться состроить глазки или устроить скандал. “Полицейский”, “Смертельное оружие”, “Робокоп” и т.д.
21. По одному, ребятки
Главный герой может попасть в настоящую переделку. Один против всех. Но количество противников практически неважно. Всё дело в том, что они всё равно будут нападать поодиночке или парами. Иначе герою неудобно отбиваться. Накинуться толпой и запинать? Как-то в голову не приходило. “Противостояние” с Джетом Ли, любой фильм с участием Джеки Чана, Чака Норриса или Джейсона Стэтхэма.
22. По фэн-шую
Земля в опасности. Космические крейсеры и звездолеты окружают голубую планету со всех сторон, приближаясь неумолимо и неотвратимо. И ПАРАЛЛЕЛЬНО друг дружке. Словно весь космос разлинован, как тетрадь первоклассника. Вот вам и трехмерное пространство. Лети куда хочешь, главное с колеи не сходи. Любая лента про космические леталки.
23. Вам почта!
Уведомление о входящем сообщении неизменно появляется в виде огромного конверта с надписью “Вам письмо”. Иногда сопровождается бодрым и раздражающим голоском. Наличие почтовой программы или включенного интернет-соединения не требуется. “Миссия невыполнима” и “Вам письмо” с Мег Райан и Томом Хэнксом.
24. Пьянству бой!
Алкоголизм в кино – это вовсе не болезнь, а состояние души. Поэтому если надо, запой быстренько прекращается и спустя пару часов свежевыбритый алкоголик уже готов спасать мир, быть хорошим отцом и верным мужем. “День независимости”, “Последний самурай” и пр.
25. Бомба на колесах
Всем водителям на заметку. Если долго и упорно, а главное метко стрелять из любого стандартного оружия по автомобилю, он обязательно взорвется. Метиться в бензобак не обязательно, иногда достаточно попаданий в область двигателя или багажника. Как фишка ляжет. Опробовано в бесчисленном количестве боевиков.
26. Путешествия во времени
Что ж, затея не плохая и часто используемая. Чего проще, сел в машину времени и махнул в прошлое. Или в будущее. И лишь редкий путешественник задумывается над последствиями своих “невинных” перемещений во временном континууме. Обычно подобными вопросами голову зрителю не перегружают. Вселенная сама разбирается со множеством клонов главного героя в различных эпохах. “Терминатор 2”, “Донни Дарко” и трилогия “Назад в будущее”.
27. Гадкий утенок
Вечная история превращения уродины в красавицу. Или урода в красавца. Причем одно от другого, как правило, отделяет несколько параметров: странная манера одеваться в лохмотья или безвкусные наряды, очки в роговой оправе, волосы пучком и некоторые косметические огрехи. Достаточно переодеть, накрасить и распустить волосы. “Дневники принцессы”, “Не родись красивой” (все равно не вышло), “Мисс Конгениальность”.
28. Падение в воду
В кино законы физики – это другие законы. Не те, что в реальной жизни. Поэтому падение с любой высоты в воду, будь то речка или бассейн, практически безопасно. Главное всплыть до того, как кончится запас воздуха. Удар о воду мало кого беспокоит. Тот самый случай, когда внизу следует пускать субтитры “Не повторяйте этот трюк. Включите мозг”. “Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо”, “Плохие парни”, “Полицейская история”, “Смертельное оружие 2”.
29. Поговорим?
Самый раздражающий и тупой штамп из всех. Это когда злодею удается заманить главного героя в ловушку, после чего он, потеряв бдительность, начинает долго и нудно рассказывать ему о своих коварных замыслах. Всё это время герой пытается вырваться из западни, в конце концов, у него получается и он прекращает монолог метким выстрелом или твердым ударом в челюсть. “Молчание – золото”.
30. Проблемы с зажиганием.
Вы спасаетесь от бандитов? Бежите от злобных зомби? Вас преследует маньяк с мачете? Не беда, не придется топать пешком, у вас же есть машина. Ключи, как обычно, либо в замке зажигания, либо сверху на козырьке. Самое интересное впереди. Потому что машина не заводится. НЕ ЗАВОДИТСЯ. Можете даже не пытаться зазря. Заведется только в самый последний момент, когда преследующий вас субъект уже практически будет дышать вам в затылок. “Техасская резня бензопилой”, “Назад в будущее”, “28 дней спустя”.
31. Сдаюсь, сдаюсь…
Погоня закончена. Злодей повержен. И обезоружен. Расслабленный герой больше не ждет подвоха. А зря. Уже не раз доказано, у этих мерзавцев в кино постоянно есть неприятный сюрприз в виде тайного пистолета или ножа. Не стоит витать в облаках. “Плохие парни”, “Красная жара”, “Патриот”.
Увы, сегодня практически невозможно снять полностью оригинальное кино. Многие авторы зачастую даже не подозревают, что копируют чьи-то идеи. Но мы против того, чтобы различные кинодеятели намеренно тиражировали чужие находки, выдавая их за свои, или повторяли чужие глупости. Впрочем, нынешний зритель тоже не промах и подобное дешевое “творчество” игнорирует.