Городские поликлиники Петербурга: квест «Преодоление препятствий»

Квест – это один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, которым управляет игрок. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

.

Из дальнейшего изложения читатели поймут, что именно с квестом я столкнулся, когда решил записаться через интернет-сайт к врачу-кардиологу в поликлинике № 40 (Невский пр., 86), к которой я приписан согласно страховому медицинскому полису. Официально это медучреждение называется «Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение здравоохранения “Городская поликлиника № 40”». Кстати, она имеет и другое название: городская поликлиника № 40 для творческих работников, поскольку специализируется на оказании медицинской помощи (ОМС и ДМС) деятелям культуры.    

Я много лет писал рецензии на книги, но сейчас это никому не нужно, поэтому я напишу рецензию на поликлинику № 40.

 .

Игра начинается

Итак, начало квеста: 21 июня 2022 г. я произвожу «выбор медорганизации», выхожу на сайт поликлиники № 40 и пытаюсь осуществить второй шаг: «выбор специальности», то есть кардиолога.

.

И тут выясняется, что то ли в поликлинике № 40 теперь нет кардиологов, то ли к ним нет записи. Каких-либо пояснений по этому поводу на сайте нет. В течение еще нескольких дней я повторял попытки, после чего позвонил в регистратуру. И тут оказалось, что изменился порядок записи к кардиологу, неврологу и гастроэнтерологу. Чтобы попасть на прием к ним, надо сначала записаться на прием к терапевту, который даст направление уже к этим врачам. На вопросы «зачем?», «почему?», «какой идиот?..», «вам больше делать нечего?» регистратура ответов не дала: «Мы подчиняемся приказу».

Не могу сказать, что я сильно удивился. Мы давно привыкли к тому, что от начальства в России не исходит ничего, кроме глупостей и неприятностей, а те или иные меры различаются только их соотношением. Об этом писал еще Салтыков-Щедрин, и со второй половины позапрошлого века практически ничего не изменилось. Как принято у нас говорить, везде одно и то же.

Причем выяснилось, что нет свободных номеров и к терапевтам, а появятся они на сайте только в конце июня. В итоге спустя неделю я записался к терапевту Э.А.Раковой на 7 июля 2022 г.

7 июля я пришел на прием и сказал доктору, что к ней вопросов не имею, а лишь хочу получить направление к кардиологу Е.С.Александровой согласно идиотскому порядку. И тут выяснилось, что кардиолог Александрова находится в отпуске, а выйдет из отпуска 1 августа 2022 г. Естественно, каких-либо записей об отпусках кардиолога, невролога и гастроэнтеролога на сайте медучреждения нет. Отмечу, что Ракова спросила, имеются ли у меня какие-либо жалобы на здоровье, я сказал, что таковых нет, потом предложила направить меня к другому кардиологу, но я сказал, что хочу именно к Александровой. На этом прием закончился, и обрисовалась перспектива: в августе я опять должен буду записаться к терапевту, а, преодолев этот барьер, когда-нибудь окажусь и у кардиолога.

Пришлось начать журналистское расследование и идти на прием к другому врачу, главному – Дмитрию Викторовичу Ченцову. Кстати, в поликлинике он человек новый, прибыл из Военно-медицинской академии. Я описал ситуацию и задал главный вопрос: почему надо идти к кардиологу через терапевта, не проще ли сразу записываться к кардиологу?

Оказалось, что не проще, потому что такой порядок предусмотрен документами министерства и комитета по здравоохранению Петербурга. Однако я настаивал на объяснении по существу, а не только посредством ссылок на документы, и тогда Ченцов сообщил мне, что число пациентов в поликлинике заметно увеличилось, к кардиологу – неврологу – гастроэнтерологу хочет попасть слишком много пациентов, возникают длинные очереди, а пациенты большей частью ходят к этим специалистам, чтобы просто поговорить (!).

И вот чтобы просто поговорить, а в случае чего даже оказать какую-то врачебную помощь в поликлинике и существуют терапевты, которых много. А если обнаружится что-то серьезное, то терапевты направят к специалистам, которых без особой нужды тревожить нерационально.

То есть пациент поликлиники дурак и сам – в отсутствие медицинского образования – не может знать, какой врач ему на самом деле нужен и чем он болен, даже если болезнь хроническая и давно диагностированная. Такова базовая концепция, причем общение с корпорацией эскулапов давно показало, что так говорит не только этот отдельно взятый Ченцов. Причем мне даже показалось, что Ченцов сам искренне верит в этот бред, в то, что пациенты ходят к специалистам, чтобы «поговорить».

Из этого следовал второй тезис Ченцова: терапевт Ракова владеет всеми знаниями, положенными кардиологу, прекрасно умеет читать кардиограмму, знает все нужные лекарства, и вы вполне можете пока лечиться у нее, а кардиолог Александрова вам не требуется. Дескать, мы сами определяем, нужен вам кардиолог или нет.

Я сказал, что ничего не имею против врача Раковой и не подвергаю сомнению ее компетентность, но хочу лечиться у кардиолога, и не с того момента, когда обнаружится «что-то серьезное». Тогда уже будет поздно.

А если я хочу лечиться у кардиолога Александровой, то и буду. При этом я сослался на свои права, гарантированные Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, и сказал, что добьюсь реализации этих прав с помощью моей страховой медицинской компании или с помощью прокурора. Потому что закон № 323-ФЗ как раз на моей стороне.  

– Будем вызывать Александрову из отпуска? – с иронией спросил Ченцов.

– Нет, будем кончать с бардаком в поликлинике № 40 и наводить здесь порядок. Я что, должен буду в августе опять идти к ненужному мне терапевту, чтобы попасть к кардиологу Александровой? Вы на этом настаиваете? И, кстати, что это за документы, на основании которых я не могу сразу записаться к кардиологу? Хочу их иметь, поскольку начинаю расследование…

Обычно упоминание прокурора всегда оказывает на госслужащих терапевтическое воздействие и просветление мозгов, так и в этом случае. В результате Ченцов записал в блокнот мои претензии и обещал сделать следующее:

.

1) на сайте поликлиники № 40 повесить объявление, в котором будет указано, что к гастроэнтерологу, неврологу и кардиологу запись производится только через терапевта;

2) чтобы пациенты зря не ходили к терапевтам, повесить объявление о графике отпусков врачей указанных специальностей;

3) создать списки пациентов, находящихся под постоянным наблюдением у указанных врачей-специалистов, чтобы таковые пациенты могли записываться к этим специалистам напрямую, как было прежде;

4) прислать мне на электронную почту документы из Министерства здравоохранения и Комитета по здравоохранению СПб, которые являются основанием того, что я определяю как бардак;

5) записать меня силами регистратуры к кардиологу Александровой, как только она выйдет из отпуска и определится ее расписание, и сообщить об этом мне.

.

Работа с документами

Действительно, уже на следующий день я увидел на сайте поликлиники баннер:

.

 Правда, расположен этот баннер на динамической рекламной линейке, изображение там все время движется, поэтому увидеть этот текст и прочитать сможет только тот, кто знает, что его надо искать. Почему так сделано – понять невозможно.

Также 8 июля 2022 г. под некоторым моим нажимом секретарь главврача прислала мне два документа:

письмо Министерства здравоохранения РФ от 30.03.2018 № 18-1/10/2-2072 «О системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», подписанное заместителем министра Н.А.Хоровой (см. Приложение 1) и

письмо из Комитета по здравоохранению СПб от 15.11.2018 № 01/16.3523/16-0-2, подписанное заместителем председателя комитета О.В.Гранатович (см. Приложение 2). Сразу отмечу, что в письме Комитета по здравоохранению указано, что есть еще приложение на одном листе, однако найти в поликлинике № 40 это приложение не смогли и мне не прислали, хотя я 8 июля 2022 г. в 17 час. 19 мин. отправил письмо с просьбой прислать приложение. Видимо, его просто потеряли.

Забегая вперед, скажу, что 2 августа 2022 г. я был на приеме у кардиолога Александровой, и выяснил, что из обещанных Ченцовым выполнены пункты 1, 4 и 5, а не менее важные пункты 2 и 3 – нет. Но подробности ниже.

.

Прежде чем проанализировать письма министерства и комитета, хочу напомнить о двух важных для пациентов статьях Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Я обратил на них внимание главврача Ченцова, когда мы разговаривали 7 июля 2022 г.

Во-первых, это части 1 и 5 статьи 19 «Право на медицинскую помощь»:

часть 1: «Каждый имеет право на медицинскую помощь»,

часть 5, пункт 1: «Пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом»,

Часть 5, пункт 3: «Пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов».

Во-вторых, это часть 1 статьи 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья»: «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья».

Из приведенных норм, рассматриваемых системно, следует, что обязанность, зафиксированная в ст. 27, дополняется для своей реализации статьей 19, из которой прямо следует, что пациент имеет право сам выбирать и медицинскую организацию, и врача, у которого желает лечиться, заботясь о сохранении своего здоровья.

Поэтому всякие разговоры о том, что пациент сперва должен попробовать полечиться у терапевта, а потом, если не получится, то заслужит добраться до гастроэнтеролога – кардиолога – невролога, все это прямо противоречат духу и букве Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. И придумывать какие-то фокусы с попаданием к тому же кардиологу через терапевта – это если не прямое нарушение права гражданина, гарантированного пунктом 1 части 5 статьи 19, то создание искусственных препятствий, навязывание другого медицинского работника, бесполезная трата времени гражданина. Заботясь о сохранении своего здоровья, гражданин – он же пациент – сам решает, какому врачу он доверяет.  Таким правом его наделил закон.

В конце концов, если в поликлинике № 40 – и в любой другой – большой спрос на кардиологов, значит нужно иметь не двух кардиологов, а четыре, пять – столько, сколько требуется не чиновникам, а гражданам. Возможно, надо скорректировать штатные нормативы, то есть уменьшить число ставок терапевтов, к которым пациентов гонят почти насильно. А если нет ставок для новых кардиологов, значит это прямая вина системы организации медицинской помощи в поликлинике № 40, возможно, вина Комитета по здравоохранению, которому, как я понимаю, подчиняется поликлиника № 40.

И не надо искусственно созданный дефицит кардиологов или гастроэнтерологов, или неврологов прикрывать фальшивым «порядком записи», нарушающим права граждан, заботящихся о сохранении своего здоровья. Это не порядок, а именно бардак. «Поговорить» к врачам никто не ходит, значит у пациента есть проблемы, опасения, отсюда и необходимость обращения к специалистам.

Не исключено, что все дело в нормативном сроке ожидания плановой медицинской помощи. Сроки ожидания консультации врачей-специалистов (согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию (см. тут). Если дефицит кардиологов или других специалистов делает соблюдение такого срока невозможным, то прием специалиста лукаво подменяют приемом терапевта, что позволяет делать вид (для вышестоящей инстанции и страховых медицинских компаний), что норма выдержана. При этом, естественно, поликлиника должна упорно твердить пациенту, что терапевт не хуже специалиста, ходить к которому нужды нет. Не случайно Ченцов пытался доказывать мне, что не обязательно идти к кардиологу. Так эта система работает.  

.

Теперь о письмах, помещенных в приложениях к статье. Понятно, что это не нормативно-правовые акты, не приказы и не распоряжения, а необязательные для исполнения письма. Точнее сказать, рекомендации, какими хитростями и враньем обойти указанную в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи норму в 14 дней.

В письме из министерства (Приложение 1) перечислен тот минимум врачебных специальностей, по которым запись к врачам обязательно должна быть организована непосредственно на сайте поликлиники. Хотя – и это парадокс – в самом начале письма говорится, что все это придумано «в целях повышения доступности медицинской помощи населению, являющейся одним из основных приоритетов…». То есть в целях повышения доступности придумана искусственная задержка, изобретены лишние сложности, которые пациент должен преодолевать. Кстати, о том, что пробиваться к специалистам надо обязательно через терапевта, в письме из министерства не сказано ни слова. Здесь вообще не сказано, как к этим врачам должны попадать пациенты.

Однако в письме указано, что «данный перечень должностей может быть дополнен в соответствии с правовыми актами субъекта Российской Федерации».

На сайте поликлиники № 40 организована прямая запись на сайте к врачам-специалистам, которые отсутствуют в списке, присланном из министерства. В этом списке нет дермато-венеролога, онколога-маммолога, ревматолога, уролога и эндокринолога, но к ним можно записаться непосредственно с сайта поликлиники № 40.

Видимо, эти врачи справляются с очередями, в которых стоят пациенты, поэтому перечень из письма министерства был дополнен в поликлинике № 40 (не знаю, как в других) этими специальностями, не такими дефицитными, как гастроэнтеролог, кардиолог и невролог.

.

Теперь надо понять, откуда взялся терапевт как пункт пропуска.

В письме из Комитета по здравоохранению СПб (Приложение 2)  также не говорится о том, что к гастроэнтерологу, неврологу, эндокринологу, да и к любому специалисту можно попасть только через терапевта.

Здесь лишь указано, что «к врачам-специалистам прочих специальностей должна быть предоставлена возможность записи на прием по направлению, оформленному с использованием ГИС РЕГИЗ».

ГИС РЕГИЗ – это «Государственная информационная система Санкт-Петербурга “Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения”». Ее использование регулируется «Регламентом государственных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предоставлению слуги в электронном виде “Прием заявок (запись) на прием к врачу”» (документ утвержден распоряжением Комитета по здравоохранению от 09.08.2018 № 417-р, см. Приложение 3). Однако по смыслу пункта 3.4 Регламента под «направлением» понимается не путешествие от терапевта к врачу- специалисту внутри поликлиники, а направление пациента врачом поликлиники в другое учреждение здравоохранения. Поэтому из этого указания отнюдь не вытекает, что пациенту, чтобы попасть к гастроэнтерологу, кардиологу или неврологу, надо сперва идти к терапевту.  В Регламенте даже нет такого слова «терапевт».

Больше того, в письме Комитета по здравоохранению СПб прямо сказано, что на случай необходимости расширения перечня специальностей, содержащихся в письме министерства, заместитель председателя Комитета по здравоохранению просит руководителей государственных учреждений здравоохранения «в срок до 22.11.2018 направить соответствующую информацию на электронный адрес DarynaM@spbmiac.ru c досылом в бумажном виде».

Из этого следует, что никто наверху руки поликлиникам не выкручивал, и вся ответственность за огромные неудобства и лишнюю трату времени пациентов целиком лежит на руководителях, то есть главных врачах поликлиник, а также на тех, от кого зависит количество необходимых врачебных ставок.

И наверняка можно и сейчас согласовать с Комитетом прямую запись к гастроэнтерологу, кардиологу и неврологу. Было бы желание позаботиться о пациентах, которого (желания) нет. Поэтому ссылки на министерство или Комитет по здравоохранению, на их письма – это просто беспардонное вранье. Фикция. Юридическим основанием письма не являются.

Никто не запрещал поликлиникам организовать прямую запись ко всем врачам-специалистам с сайта поликлиник. В частности, в поликлинике № 40 так было до 1 мая 2022 г., и я уверен, что так будет и впредь. Искусственные препятствия и нарушение прав граждан, гарантированных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ должны быть ликвидированы. Свои нерешенные проблемы система не должна решать за счет пациентов.

.

Вместо заключения

Как я уже сказал, 2 августа 2022 г. я снова посетил поликлинику № 40, поскольку был записан к кардиологу Александровой. Как и обещал Ченцов, мне позвонили из регистратуры и сами записали меня к врачу.

Естественно, я проверил и выполнение остальных обещаний Ченцова. Оказалось, что пункт 3 – создать списки пациентов, находящихся под постоянным наблюдением у указанных врачей-специалистов, чтобы таковые пациенты могли записываться к этим специалистам напрямую, как было прежде ,– не выполнен. Не исключаю, что никто и не думал этим заниматься, мало ли чего Ченцов обещал какому-то Золотоносову…

Ченцов 2 августа отсутствовал, оказался в отпуске, и я зашел к О.А.Быковой, заместителю главного врача по медицинской части. Дело в том, что в начале июля мне сказали, что вот выйдет из отпуска Быкова, и тогда списки пациентов сразу будут созданы. Так распорядился Ченцов.

– А ведь Ченцов меня обманул, – сказал я, энергично входя в кабинет Быковой. – Меня заверили, что вы выйдете из отпуска, и списки будут готовы. А ничего не сделано за месяц. И что, если мне надо, положим, к гастроэнтерологу, мне опять записываться к терапевту Раковой?

– А Ракова отлично разбирается в вопросах гастроэнтерологии, – без запинки выпалила Быкова, – и может оказать вам необходимую медицинскую помощь (уникальные способности терапевта Раковой, готовой работать вместо всех, меня уже не удивили).

– А зачем тогда в поликлинике гастроэнтеролог?

– А это если Ракова не справится, в сложных случаях.

– Так может лучше не ставить на пациентах эксперименты…

В итоге я спрашиваю Быкову: так почему все-таки до сих пор нет этих списков пациентов?

– Сейчас врачи в отпусках, в сентябре соберутся, и я скажу им предоставить списки.

.

Для справки (информация получена в регистратуре): по состоянию на 2 августа 2022 года: кардиолог Е.С.Александрова вышла из отпуска и работает, невролог Т.В.Паршина работает, но 18 августа уйдет в отпуск (кстати, в поликлинике № 40 есть еще два невролога), гастроэнтеролог Ю.В.Коковина находится в отпуске до 22 августа. Что же мешает собрать 2 августа списки у кардиолога и невролога, которые на работе? А потом и у прочих…

Понятно, что это случай так называемого вранья, а причина проста: полное безразличие к пациентам и их проблемам. Наплевать на всё и на всех.

Конечно, случай запущенный, с метастазами в голову, но я все же попробую полечить.

Михаил Золотоносов

Приложение 1

https://docs.cntd.ru/document/552005008

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 марта 2018 года N 18-1/10/2-2072

[О системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения]

Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях повышения доступности медицинской помощи населению, являющейся одним из основных приоритетов в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации “Здравоохранение” на период до 2025 года, утвержденного протоколом заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. N 2, а также в целях достижения показателей и результатов приоритетного проекта “Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий”, паспорт которого утвержден на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. N 9), разработало систему мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу” (далее – система мониторинга) единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ).

Система мониторинга позволит анализировать следующие параметры, полученные в результате предоставления гражданину услуги “Запись на прием к врачу” в Личном кабинете пациента “Мое здоровье” на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ):

– наличие доступного расписания записи на прием к врачу;

– востребованность записи на прием в разрезе должностей врачей;

– возможность осуществления записи на прием;

– сокращение времени ожидания записи на прием;

– наличие технических ошибок при информационном взаимодействии государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее – РМИС) и подсистемы “Федеральная электронная регистратура” ЕГИСЗ.

Для обеспечения единого подхода к анализируемым параметрам предоставления услуги “Запись на прием к врачу” на ЕПГУ и принятия управленческих решений, просим привести наименования должностей медицинских работников в РМИС в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н “Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников”. Справочник должностей медицинских работников размещен по адресу: https://nsi.rosminzdrav.ru/#!/refbook/1.2.643.5.1.13.13.11.1102

Просим обеспечить ведение актуального расписания в РМИС для взаимодействия с подсистемой “Федеральная электронная регистратура” ЕГИСЗ по следующим должностям медицинских работников:

врач-терапевт участковый;

врач-педиатр участковый;

врач общей практики (семейный врач);

врач-хирург;

врач-акушер-гинеколог;

врач-офтальмолог;

врач-оториноларинголог;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог детский;

врач-психиатр детский (врач-психиатр подростковый);

врач-фтизиатр;

врач-психиатр-нарколог;

врач-детский хирург.

Данный перечень должностей может быть дополнен в соответствии с правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что технические требования по взаимодействию РМИС с подсистемой “Федеральная электронная регистратура” ЕГИСЗ приведены на сайте https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/541.

Н.А.Хорова

Электронный текст документа подготовлен АО “Кодекс” и сверен по: рассылка

.

Приложение 2

.

Приложение 3

  • Чтобы открыть документ полностью, кликните на него