Как меняется молодежь в Петербурге и других городах России
Социологи петербургского НИУ ВШЭ изучили современную молодежь и выяснили, что для нее важно, а что – не очень. Результаты удивили. Ученые спрашивали молодых о панках, готах и прочих субкультурах, о большинстве которых вы даже не слышали: о винишке, зожистах или стрейтэджерах, например. О том, какая она – современная молодежь, «Городу 812» рассказала директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Петербурге, доктор социологических наук Елена Омельченко.
Что модно в Петербурге
В декабре 2017-го социологи закончили масштабное исследование, длившееся три года одновременно в четырех городах – Петербурге, Ульяновске, Казани и Махачкале. По словам Елены Омельченко, выбор таких городов – со смешанным этническим составом – не случаен. Перед учеными стояла задача понять, насколько для молодых сегодня значим национальный вопрос. Что для них является определяющим при выборе компании – этническая однородность или общие ценности? И помогут ли эти общие ценности в случае чего преодолеть межнациональные конфликты? Социологи также изучили, какие группы и сообщества у молодых нынче в тренде. В каждом городе было опрошено по 800 учащихся в возрасте от 18 до 23 лет. Помимо опросов, использовались методы глубинного интервью и включенного наблюдения.
– Какие сообщества и субкультуры сегодня наиболее популярны?
– Мы исследовали разные типы молодежных объединений – спортивные, политические, религиозные и прочие, в том числе выходящие за рамки субкультур. Наиболее популярны для всех городов футбольные фанаты, любители настольных игр, геймеры, велолюбители, аниме. Продолжается угасание классических субкультур – готов, эмо, панков. Молодежь о них знает, но включенность невысокая. Зато растет значимость сообществ здорового образа жизни (ЗОЖ) и волонтерства. Это – в тренде! ЗОЖ иногда реализуется через особые типы питания – например, веганство, вегетарианство. Или через отказ от табака, алкоголя, наркотиков. Или через вовлеченность в разные фитнес-практики, спортивные активности, начиная от инстаграм-групп типа фитоняш и до городского спорта – группы воркаута, паркура, турникмены, стрейтэджеры, велолюбители и прочие. На фоне остальных городов Махачкала выделяется вовлеченностью в религиозные сообщества. Еще чисто махачкалинская тема – группы автолюбителей БПАН. Они занимаются тем, что переделывают российские машины так, чтобы те походили на продвинутые иномарки – с музыкой и всеми делами. Петербург отличает большое количество субкультурных групп, в то время как в других городах субкультуры постепенно уходят на периферию, уступая место общностям по каким-то другим интересам.
Принадлежность к молодежным группам
Ульяновск | Санкт-Петербург | Казань | Махачкала | ||
Геймеры | 19,1% | 19,9% | 8,8% | 15,6% | |
Велолюбители | 18,4% | 28,4% | 22,8% | 15,7% | |
Любители настольных игр | 16,9% | 32,3% | 11,8% | 18,3% | |
Футбольные фанаты | 10,9% | 12,3% | 12,6% | 25,9% | |
БПАН | 6,8% | 2,9% | 5,5% | 7,2% | |
Турникмены, воркаут | 6,1% | 6,5% | 7,9% | 20,1% | |
Аниме фанаты | 6,0% | 10,0% | 7,3% | 6,6% | |
Гики (geeks) | 4,8% | 9,5% | 4,3% | 3,0% | |
Хип-хоперы, реперы и R&B | 4,8% | 5,8% | 5,3% | 4,7% | |
Рокеры | 4,3% | 11,7% | 5,8% | 4,3% | |
K-pop фанаты | 3,3% | 4,5% | 4,4% | 2,4% | |
Роллеры | 2,9% | 8,7% | 4,3% | 3,8% | |
Гламурная молодежь | 2,9% | 4,1% | 4,5% | 6,4% | |
Активные православные | 2,8% | 3,0% | 2,0% | 1,3% | |
Уличные гонщики | 2,6% | 4,3% | 2,3% | 6,0% | |
Хипстеры | 2,5% | 5,7% | 3,1% | 1,3% | |
Ролевики | 2,3% | 2,8% | 1,8% | 0,9% | |
Активные мусульмане | 2,3% | 2,5% | 5,2% | 18,5% | |
Косплееры | 2,0% | 2,1% | 1,8% | 0,9% | |
Гопники | 2,0% | 2,8% | 1,6% | 1,4% | |
Байкеры | 1,9% | 2,3% | 2,0% | 1,6% | |
Феминистки | 1,9% | 3,6% | 2,0% | 1,3% | |
Cкейтеры | 1,9% | 3,3% | 2,4% | 2,4% | |
Стопхам, Хрюши против, Ешь российское | 1,8% | 1,4% | 1,6% | 1,4% | |
Анархисты | 1,6% | 1,8% | 1,0% | 0,5% | |
«Молодая гвардия» и/ или др. молодежные политические движения (КПРФ, Сталь) | 1,6% | 1,8% | 3,0% | 5,2% | |
Реконструкторы | 1,1% | 0,6% | 1,4% | 0,9% | |
Ультраправые (скинхеды и т.д.) | 1,1% | 1,9% | 1,1% | 0,6% | |
Паркурщики, трейсеры | 1,1% | 2,0% | 1,0% | 2,8% | |
Граффитисты | 1,0% | 1,8% | 2,4% | 0,9% | |
Антифа | 0,9% | 1,1% | 0,6% | 0,3% | |
Брейкдансеры | 0,8% | 1,3% | 1,4% | 1,3% | |
Руферы | 0,8% | 4,0% | 0,6% | 0,4% | |
Стрейтэджеры | 0,6% | 2,3% | 0,9% | 0,4% | |
Эмо | 0,4% | 0,8% | 0,5% | 0,4% | |
Готы | 0,3% | 0,6% | 0,5% | 0,8% |
Пояснения. Словарь субкультур
- Антифа борются с фашизмом, неонацизмом и расизмом.
- АУЕ (арестантский уклад един) – название и девиз сообщества АУЕ, пропагандирующего уголовные понятия и старающегося жить по законам криминального мира.
- БПАН ( Без Посадки Авто Нет) – тюнингуют отечественные автомобили, занижая посадку (дорожный просвет).
- Воркаут, турникмены – спортивные субкультуры, основанные на уличной гимнастике.
- Геймеры – любители компьютерных игр.
- Гики увлекаются технологиями, компьютерами, продвинутыми гаджетами.
- Гопники агрессивно настроены против «западных ценностей». Отстаивают «пацанские понятия».
- K-pop фанаты – поклонники корейской поп-культуры.
- Косплееры – копирование и даже вживание в образ известных персонажей (мультфильмов, фильмов, компьютерных игр) с переодеванием в костюмы, гримом и т. п.
- «СтопХам», «Хрюши против», «Ешь российское» – группы патриотической направленности, борются с нарушениями и хамством в магазинах, с нарушителями на дорогах и т.п.
- Стрейтэджеры (sXe) – сторонники здорового образа жизни: отказываются от алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочных половых связей и т.п.
- Руферы гуляют по крышам городских домов и любят делать красивые фото с высоты.
– Чем еще Петербург отличается от других городов?
– Ну, например, это единственный город, где значима субкультура хипстеров, и единственный, где есть руферы. У нас больше всего любителей настольных игр, уличных гонщиков, гиков, рокеров, велолюбителей, k-pop-фанатов, скейтеров, роллеров и феминисток. В Петербурге очень популярно веганство. Специализированное питание распространено среди анархистов, феминисток, ЛГБТ-сообществ, хипстеров. То есть это такой модный городской тренд.
– Неужели в Москве нет хипстеров?
– Москву мы не изучали, но, думаю, что в плане субкультур она похожа на Петербург. И хипстеров, и велолюбителей, и зожистов там, конечно, много.
Мишень маркетологов
– Отношение к сексу вы изучали?
– Напрямую о сексе мы не спрашивали. Но в опросниках предлагалось сделать выбор между такими явлениями, как гомофобия и отказ от гомофобии, между сексуальным контролем и сексуальной свободой. В Петербурге больше, чем в других городах, молодежь ориентирована на сексуальную свободу, а в Махачкале – наоборот, на сексуальный контроль. Под контролем подразумевается, что сексуальность должна контролироваться – государством, политикой, родственниками или религией. Гомофобия больше присуща дагестанской молодежи, тогда как Питер в этом смысле толерантен.
– Мода на субкультуры меняется быстрее, чем раньше? Почему?
– Да, быстрее. Субкультуры появились в середине ХХ века как определенный политический и культурный протест против необходимости продолжать «родительскую стезю», соответствовать неким социальным статусам. Молодежь использовала субкультуру, чтобы через одежду, сленг и прочее утвердить свое право свободного выбора. Первые субкультурные сообщества были достаточно закрытыми и требовали определенной «верности». Если ты, например, был хиппи, то превратиться в панка считалось немыслимым. Сегодня «поиск себя» через культурные группы стал более быстрым, в том числе благодаря соцсетям. Можно даже говорить о субкультурных карьерах. Например, молодой человек сначала был рэпером, затем скинхедом, потом перешел в антифа, стал веганом и в конце концов вступил в «Единую Россию». Кроме того, субкультуры сегодня становятся частью потребительской культуры. Это любимая мишень маркетологов. Как только какая-нибудь молодежная мода возникает, ее тут же начинают активно использовать в потребительской индустрии – в массовом производстве одежды, аксессуаров, культурной продукции. А как только что-то становится массовым, оно перестает быть субкультурным и интересным. Поэтому молодежь быстренько начинает изобретать и искать что-то новое, эксклюзивное. Появляются новые течения, сообщества. В Петербурге, например, набирает популярность субкультура винишко.
– Что за винишко?
– Это не совсем субкультура, скорее – культурная принадлежность, распространенная среди молодых девушек. Такое девичье хипстерство. У них особый тип стрижки – под каре, выкрашенное либо в бесцветный, либо в розовый, сиреневый цвета, либо с яркими прядями. Подкатанные джинсы с высокой талией. Очки. Тусовки в лофтах, немножко андеграундный тип культурного интереса.
Хипстеры принесли в питьевую индустрию сидр, а винишко в барах пьют вино. Мы их не изучали подробно, но если искать первоисточник (а они же все заимствуют друг у друга какие-то сленговые словечки, прикиды), то, на мой взгляд, эта субкультура связана с эмо и аниме.
Борьба за чистоту русской нации
– Сколько, по вашей оценке, в Петербурге неформальных молодежных объединений?
– Мы насчитали 38 разных типов сообществ, но это – на всю Россию. Очевидно, что список неполный. Внутри каждого сообщества есть еще множество подгрупп, течений. С одной стороны, мы видим, что в Петербурге находят отражение общероссийские тренды. С другой – Питер продолжает оставаться субкультурной меккой. Здесь субкультуры распространены намного больше, чем в других городах. А по культурному профилю оказалось, что Ульяновск ближе к Махачкале, а Петербург – к Казани. То есть молодежь Северной столицы и столицы Татарстана больше вовлечена в актуальные молодежные тренды.
– Какой процент молодежи состоит в таких неформальных объединениях?
– В этом заключается, пожалуй, наше главное открытие. Оказалось, что почти вся молодежь считает себя принадлежащей к какой-то группе. В разных городах – от 60% до 75%.
Второе открытие: молодежные компании формируются в основном из одноклассников и одногруппников. Пропадает значимость дворовых тусовок – особенно в Петербурге. Хотя еще лет десять назад двор был особым местом сбора молодежи. Думаю, это связано с безопасностью: родители боятся отпускать подростков на улицы без присмотра.
– Есть сейчас скинхеды или их место заняли другие агрессивные субкультуры?
– Конечно, есть. Но о количестве участников говорить сложно, потому что никто открыто не признает себя членом подобных групп. Все они находятся под контролем центра «Э» МВД РФ. Наши исследования показали, что радикальные течения уходят в тень. Однако некоторые их идеи проникли в массы – в частности, идея борьбы за чистоту русской нации и русской крови. Идеи трансформировались и в более мягких формах продолжают использоваться в других типах сообществ. Например, отчасти их можно встретить в группах, радеющих за «моральный прядок». Кстати, они достаточно популярны в Петербурге – сообщества типа «Чистый город», «Хрюши против», «Трезвый Петербург», а раньше еще была «Русская пробежка». Во многих подобных группах практикуется отказ от алкоголя, курения, наркотиков, борьба с проституцией или с объявлениями о проституции. Там нет открытой ксенофобии, но борьба за чистоту нередко оказываются в связке с идеей сохранения чистоты русской нации. Когда начинаешь спрашивать – почему вы с этим боретесь? – часто ссылаются на то, что нужно защитить русский народ, потому что он-де находиться в опасности со стороны, скажем так, «западных ценностей».
– Многие ли разделяют «борьбу за чистоту нации»?
– Нет, конечно. Мы говорим лишь о тренде, который в разных долях присутствует в разных типах субкультур. Понятно, что в православных и мусульманских сообществах идеи отказа от алкоголя и курения более значимы, но в меньшей степени связаны с идеями «чистоты нации». В группах морального порядка в большей мере представлены идеи патриотизма, окрашенного в националистические тона.
Политика им неинтересна
– Насколько сильно национальность влияет на отношение молодых друг к другу? Насколько распространен национализм?
– Национализм в целом не характерен для молодежных объединений. Общие ценности для них более значимы, чем этнические различия.
– Культура АУЕ (арестантский уклад един) популярна? Нужно ли ее запрещать законодательно, как хотят сделать в Госдуме?
– Законодательно вообще никакое молодежное объединение запретить невозможно, как мне кажется. Это же самодеятельные формирования, а не формальная структура! Но определенные опасные тенденции, связанные с АУЕ, присутствуют. Мы как раз сейчас начинаем изучать эту субкультуру.
– Кто-нибудь из опрошенных вами молодых людей признался, что принадлежит к АУЕ?
– Встречались единичные ответы.
– А в Петербурге есть АУЕ?
– Конечно. Рискну предположить, что такие группировки есть в особых типах городских локаций. Это феномен, скорее, территориальный. Первые группировки образовывались, как правило, в новых микрорайонах, куда людей переселяли чуть ли не целыми деревнями, которые сносили, чтобы построить эти микрорайоны. В больших городах сегодня ареал распространения – это спальные районы или пригороды с неблагополучной социальной средой.
– В январе российские школы захлестнула волна насилия: дети нападали на детей – с ножами, топорами. Подобные ЧП, скорее, характерны для США. Говорят, что нападавшие в наших школах могли быть приверженцами субкультуры колумбайнеров – фанатов расстрела в американской школе «Колумбайн», случившегося в 1999 году. Насколько распространена эта субкультура в РФ?
– Кулумбайнеры – не субкультура, а просто некая молодежная группа, очень немногочисленная. Туда входят молодые люди, интересующиеся массовыми расстрелами в школах: они смотрят ролики, читают новости об этом и так далее. Это не распространено в России.
– Согласно вашим исследованиям, почти половина молодых людей в качестве ценностных ориентиров выбирали агрессию и применение физической силы. Это тревожный знак?
– Может быть, и тревожный. Речь идет об общем росте агрессивности в обществе. По нашим цифрам нельзя делать вывод относительно готовности драться или применять насилие. Это общая ориентация.
– Что нужно делать, чтобы предотвратить насилие в школах?
– Нужно разговаривать с подростками. Но наши школы очень закрытые и с большим неудовольствием пускают социологов. Думаю, это связано со страхом, который распространен у нас в стране: боязнь потерять «честь мундира». Я бы на месте властей провела широкомасштабное исследование – не для того чтобы «принять меры» и наказать тех, кто окажется «хуже», а чтобы понять ситуацию. Исследований очень мало, а они необходимы. Надо идти к детям и разговаривать. Это самое главное.
– Молодежь вовлечена в политику? Им вообще это интересно?
– Включенность в партии крайне низкая. Но если политику понимать в широком смысле – как гражданственность, в том числе – через волонтерство, заботу о городе, отстаивание своих прав – то да. А политика в узком смысле им неинтересна.
– В Петербурге выше интерес к политике?
– В Петербурге выше гражданственность.
Елена Роткевич