РПЦ давно ведет борьбу за праведный образ жизни мирян. В храмах вывешивают списки грехов – в помощь тем, кто грешит и сам не знает об этом. Например, каждый ли православный знает, что много мыться – плохо, а при покупке ботинок нужно осмотреть подошву? Чаще всего «греховные списки» встречаются в провинции. Сколько на самом деле грехов по версии православной церкви? – узнавал «Город 812».
Хотя 80% россиян называет себя православными, многие до сих пор не знают, что можно делать, а чего нельзя. Можно ли, например, женщине молиться в шапке или нужно только в платке?
Уринотерапия – это грех?
Как смотрит Бог на тех, кто встает ночью к холодильнику, чтобы поесть?
Во многих российских храмах ответы на эти и другие трудные вопросы уже нашли. Там вывешены списки грехов, где подробно разъясняется, чего нельзя делать. Чем благочестивее приход, тем длиннее список.
Грехи делятся по видам и категориям – например, в зависимости от того, против кого они совершаются: против Бога, против ближнего, против самого себя. Еще – на душевные и телесные.
Самый страшный вид греха – смертный. За него придется гореть в аду. «Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение», – это из святителя Игнатия Брянчанинова.
Некоторые православные считают, что смертных грехов восемь штук. Это не «не убий» и «не укради», как многие думают, а: 1) чревообъядение; 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.
Другие объединяют печаль и уныние, поэтому грехов получается семь.
В продвинутых храмах висят подробные перечни, разъясняющие, какие действия в какой смертный грех входят. В мирской жизни такой подход назвали бы ориентированным на клиента. В Вологодской епархии много таких храмов.
В церкви Ферапонтового монастыря (Вологодская область) перечень грехов состоит из 75 пунктов. Названия некоторых начинающему христианину могут показаться непонятными, тогда их разъясняют: чревобесие (переедание), гортаннобесие (лакомство), тайноедение, многоспание. К грехам, по этой версии, также относятся частое мытье тела ради удовольствия, бесцельное коллекционирование и наличие любимой чашки.
В «Памятке исповеднику» Спасо-Прилуцкого монастыря (тоже Вологодская область) содержится в два раза больше грехов – 142 греха. Согласно этому документу, греховно праздновать Новый год, ходить на демонстрации, возлагать цветы «памятникам вождям революции», пользоваться косметикой, уделять внимание своему телу (осанка, стройность, атлетичность), участвовать в спортивных состязаниях и смотреть их, посещать концерты, рестораны, дискотеки, ездить в турпоездки и навещать друзей, терять хорошее настроение и смысл жизни, греховно празднословие – шутки и хохот.
Самый длинный список для покаяния вывесил Никольский храм (Липецкая область). В нем 473 греха. Грех – подхватить простуду и не ходить к врачу. Грех – называть бессловесную скотину (кошку, корову) именами святых угодников: Васька, Машка. Грех – брать билеты, продукты с «черного хода» (явно советского времени грех, хотя, может, и пригодится народу в ближайшем будущем), ездить в автобусе без билета. Грех – играть в шашки, нарды, лото, карты, шахматы, скалки, рюхи и в другие игры.
Каждый храм может опубликовать собственный перечень грехов. В одном списке запрещено лото, но не запрещено домино. В другом грехом считается кубик Рубика. Как несчастному православному уберечься от всех и какой список считать правильным? За комментариями «Город 812» обратился к православным экспертам.
По словам настоятеля Архиерейского подворья Ферапонтова монастыря иеромонаха Иоасафа, список грехов у них вывешен в помощь тем, кто приходит на исповедь.
– Многие приходят, но не знают, что сказать. Грехов-то колоссальное количество, а когда человек список прочитает, то, может, и свои вспомнит, – объясняет священник.
По его словам, перечень грехов вешал не он, а предыдущий настоятель. Это типовой документ, принятый во многих храмах.
– Но про турпоездки написано уж больно крайне! Это я грехом не считаю. Хотя схимонаху, например, ездить в путешествие будет неприлично, а вам или мне – можно. Потому что у каждого своя мера. Для того, у кого высокий духовный уровень, и турпоездка – грех, – говорит иеромонах.
По словам петербургского священника, настоятеля храма св. пророка Илии на Пороховых протоиерея Александра Будникова, списки грехов любят вывешивать в монастырях. А он эту инициативу не одобряет.
– В монастырях есть склонность до тонкостей докапываться. Никакого утвержденного списка грехов нет. Про запрет называть животных Васькой и Машкой, турпоездки – это всё человеческие вымыслы и отсебятина, – уверен протоиерей Будников.
Кандидат богословия, доктор исторических наук Александр Мусин вообще видит в подобных перечнях признаки деградации духовенства и мирян.
– Сами списки и практика подробного перечисления грехов – яркий признак монашеской культуры. Поверьте, там можно встретить такое представление о грехе, которое нормальному человеку даже в голову не придет. Значительная часть вопросов там касается интимной жизни: это такая псевдосублимация монашеского эроса. Проблема в другом. Подобные списки и их акцептация, с одной стороны, свидетельствуют о попытках контроля над сознанием, поведением человека со стороны монашества и духовенства в целом. С другой стороны, свидетельствуют, что христиане становятся все более и более инфантильными и пассивными. Они привыкли, что за них решают, что хорошо и что плохо. В российском обществе происходит то же самое: основная масса людей послушно принимает то, что им навязывают власть и властная пропаганда. Поэтому, я бы сказал, что идет взаимный процесс деградации духовенства и мирян. На приходах, где служат белые священники, также можно встретить если не списки грехов, то все равно ведутся разговоры о том, что загорать, купаться – грех, носить модную одежду – грех, и так далее. Нет и не может быть никакого утвержденного списка грехов. Это противно самой христианской вере.
– Насколько легитимны списки грехов с точки зрения православия?
– Совершенно нелегитимны. К настоящей духовной жизни они никакого отношения не имеют, потому что подрывают самое главное – персональную ответственность человека за его поступки. Все, что должен и не должен делать христианин, написано в Библии и в Евангелии. И каждый человек сам с точки зрения того, что он христианин, должен решать, что хорошо и что плохо, – уверен Александр Мусин.
Елена Роткевич
Выдержки из перечней грехов по версии разных храмов Московского патриархата
Мавзолей не посещать
Спасо-Прилуцкий монастырь (Вологодская епархия)
– Уклонение от службы в Вооруженных силах.
– Соблазнение ближнего на грех (расплачиваться водкой, обнажать свое тело на пляже, носить короткую одежду и т. п.).
– Блудные помыслы, мечтания. Соуслаждение этим помыслам.
– Посещение мавзолея, возложение цветов памятникам вождям революции.
– Мшелоимство (приобретение предметов роскоши).
– Толкание в гневе. Побои. Убийство.
– Празднословие, шутки, кощуны, сплетни.
– Частые, ненужные прогулки, посещения друзей.
– Расположение к мирским наукам, стремление преуспеть в них для приобретения земных почестей.
– Склонность к лидерству, желание повелевать.
– Смехотворство.
– Внимание к красоте своего лица, внешности, использование косметики. Внимание к другим качествам своего тела (осанка, стройность, атлетичность).
Белье не стирать
Никольский храм (Липецкая епархия) – для женщин
– Утром занималась гимнастикой, а не посвящала свое первомыслие Богу. .
– Пела бесстыдные мирские песни.
– Роптала на плохую дорогу, на длительность и утомительность службы.
– Допускала порчу продуктов.
– Была в гостях пьяной.
– Гневно порицала власти на митингах.
– Рвала на кладбище сирень и приносила домой.
– Нарушала чужой сон по неосторожности и по дерзости.
– Страдала чревоугодием, даже вставала есть и пить ночью.
– При покупке торговалась, впадала в любопрение.
– Носила прихоти женские: красивые зонты, пышную одежду, чужие волосы (парики, шиньоны, косы). Красила волосы и подмолаживалась, посещала салоны красоты.
– Часто стирала белье, тратила время без нужды.
– Страховала свою жизнь и имущество, хотела нажиться на страховке.
– В церкви ставила сумки и вещи на окна.
Власть не ругать
Ферапонтов монастырь (Вологодская епархия)
– Щемящее сердце (чувство оставленности, одиночества).
– Ругать государственную власть.
– Халатное отношение к своим обязанностям на работе.
– Самоцен (преувеличенная оценка своих способностей).
– Тайноедение.
– Пристрастие к некоторым вещам (любимая чашка, ваза и т. д.).
– Переедание (чревобесие).
– Гортанобесие (лакомство).
– Совокупление супругов во время поста, накануне воскресных и праздничных дней.
– Посещение общественного пляжа.
– Танцы.
– Блуд противоестественный (рукоблудие, мужеложество, скотоложество). Блудное ночное осквернение.
– Подача денег под проценты с целью наживы.
– Памятозлобие.
– Многоспание.
– Частое мытье тела ради удовольствия.