Что даст Петербургу развитие железной дороги
Запуском железнодорожного движения по новому путепроводу над Пулковским шоссе ознаменовался очередной этап реализации программы развития Санкт‑Петербургского железнодорожного узла. Программа предусматривает вывод грузового транзитного движения за пределы Петербурга и включение железной дороги во внутригородские пассажирские перевозки, как это уже сделано в Москве.
Новый трехпролетный путепровод длиной 108 м над Пулковским шоссе позволит расширить проходящее под ним автомобильную трассу до четырех полос в каждую сторону, в перспективе возможно сделать ее еще шире – до пяти полос. Путепровод строят на перегоне Среднерогатская – Предпортовая, это ключевой транспортный коридор в Большой морской порт Санкт-Петербурга. Закончить строительство путепровода должны в мае 2022 года.
Концепция развития петербургского железнодорожного узла была в прошлом году одобрена правлением ОАО «РЖД» и правительством Санкт-Петербурга. Отдельное внимание ей уделяется на самом высоком уровне: 26 июля Владимир Путин провел совещание по вопросам развития Санкт-Петербургского транспортного узла. На совещании губернатор Петербурга Александр Беглов сообщил, что цель разработанной РЖД и Смольным программы интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта в городскую сеть – объединить пригородные электрички и городской транспорт в единую систему. В частности, сказал Беглов, речь идет об организации тактового движения в направлении Сестрорецк и Тосно, Гатчина и Пушкин. Строительство северо-восточного и юго-западного обходов позволит вывести транзитный железнодорожный трафик за пределы исторического центра Петербурга. Еще один проект РЖД – запуск скоростной электрички от Балтийского вокзала в аэропорт Пулково – находится в высокой степени проработки. «Готовы уже в текущем году активно начать его реализацию, чтобы в 2024 году жителям и гостям города и области предоставить качественно новый сервис», – сказал Беглов. Но – уточнил губернатор Петербурга – необходима финансовая поддержка федерального центра.
На реализацию программы развития Петербургского узла, по предварительным оценкам, потребуется 600 млрд рублей до 2030 года.
«Петербургский железнодорожный узел давно уже требовал программы развития, до этого отдельные проекты реализовывались, но без стратегии развития, – говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Согласно экспертным прогнозам, до 2030 года объемы перевозок грузов Санкт-Петербургского железнодорожного узла возрастут в 1,4 раза и составят 261 млн тонн. Сейчас доля транзитных перевозок в направлении портов составляет более 60% от общего объема грузооборота в петербургском узле.
Концепция предусматривает вывод из города грузового железнодорожного транзита. Для этого необходимо построить два обхода: Северо-Восточный – из Павлово-на-Неве в Орехово (протяжённость 85 км) и Юго-Западный – от станции Владимирская к станции Бронка (протяжённость 74 км).
«Это первоочередная задача – обеспечить вынос из Петербурга грузового транзитного движения», – считает начальник центра по развитию центрального и петербургского транспортных узлов, зам. генерального директора РЖД Олег Тони.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов говорит, что «транспортная система Петербурга не справляется с нагрузкой, через город проходит большой объем транзитных грузов – конечно, их нужно выводить из центра».
«Обособить грузовой поток нужно не только для увеличения пропускной способности железной дороги, но и для того, чтобы обеспечить входа в город трассы ВСМ», – объяснял СМИ президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. «Строительство двух обходов серьезно повлияет на общее распределение транспорта. Это безусловное благо для города», – считает эксперт.
Концепцией также предусмотрена реконструкция южного полукольца Рыбацкое — Предпортовая — Автово со строительством второго главного пути. Это позволит обеспечить бесперебойный пропуск грузовых поездов к портам Финского залива: Большому порту Санкт-Петербурга, Бронке и Усть-Луге.
В РЖД прогнозируют, что грузопоток на этом направлении вырастет к 2030 году в 1,4 раза по сравнению с 2018 годом.
Другая часть программы развития петербургского узда – включение железной дороги во внутригородские перевозки. «Железнодорожный транспорт сможет занять достойное место в новом транспортном каркасе Петербурга. Такой подход к транспортной инфраструктуре кардинально меняет облик современных мегаполисов, так как железная дорога становится одним из основных участников пассажирских и грузовых перевозок», – заявил глава РЖД Олег Белозёров.
«Включение железнодорожной составляющей во внутригородские перевозки может коренным образом изменить в лучшую сторону транспортный каркас Петербурга», – соглашается глава совета по проблемам транспортных систем СПб научного центра РАН Олег Белый.
О необходимости непременной интеграции железной дороги в жизнь современного мегаполиса говорил СМИ и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.
Концепция предусматривается открытие двух маршрутов внутригородской электрички: Ораниенбаум – Белоостров и Токсово – Гатчина – Варшавская, на них должны курсировать 90 пар поездов – по 45 пар на каждом маршруте.
Перед РЖД стоит задача использовать в Петербурге опыт Москвы, где действует Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД). ««Мы имеем опыт развития центрального транспортного узла, все положительные элементы хотим кооптировать в Санкт-Петербургский железнодорожный узел: тактовые движения, новые платформы, пересадки на метро, безбарьерная среда, Wi-Fi, хорошее освещение, то, что нужно людям, то, что востребовано», – объясняет заместитель генерального директора РЖД Олег Тони. По его словам, интервалы движения поездов на пригородно-городских маршрутах определены с учетом прогнозируемого пассажиропотока. На центральном участке Броневая – Пискаревка интервал движения в часы пик составит 10 минут и 20 минут на участках Ораниенбаум – Броневая и Пискаревка – Белоостров.
«Включение электричек в городскую транспортную систему – безусловно, правильное, – говорит Илья Зотов. – Но это не могут быть нынешние электрички, нужны новые составы, в Москве для этого используют электропоезда «Иволга». Чтобы обеспечить комфорт пассажиров, необходимо ввести единую карту, предусматривающую оплату как метро, так и железнодорожных поездок. И установить минимальный интервал движения, чтобы люди могли просто прийти на перрон и сесть в поезд, не заглядывая в расписание».
Для интеграции с действующей системой городского транспорта в концепции предложено создание девяти пересадочных комплексов, где пассажиры смогут перейти на существующие и будущие станции метро.
«В Петербурге один из лучших аэропортов страны и мира, сейчас до «Пулково» удобнее всего добираться на автобусе, но железнодорожный транспорт – комфортнее. Конечно, поезда должны приходить прямо к терминалу, как это сделано в Москве, Варшаве и многих других городах», – объясняет глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
«В условиях отставания строительства метро реализация железнодорожного проекта частично заменит непостроенные станции метро и приведет к улучшению пассажирской мобильности», – полагает президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. Город может получить мультимодальную и достаточно комфортную систему передвижения, считает он.
Андрей Кополев
Инфографика: Федор Шумилов