Гуманитарии – это жертвы прогресса

Наверное, прогресс, как и красота, требует жертв. Причем прогресс в любом его понимании (да и красота тоже). Этот тезис может звучать глупо.

Или нет?

Женщины в Китае бинтовали ноги и калечили себя. Женщины в Европе использовали корсеты и тоже калечили себя. Позже – в начале XX века – парижский модельер Поль Пуаре освободил женщин от корсетов в том числе потому, что интересовался изобретениями – рентгеновским излучением. Но женщины, как наверняка знает читатель, не перестают калечить себя и по сей день. Пластическая хирургия, экспериментальная косметология, прием стимуляторов и «Оземпика» ради похудения – все это было популярным и остается популярным, хотя чревато необратимыми изменениями, серьезными проблемами со здоровьем и даже летальным исходом.

  • На картинке: 1) бинтование ног, 2) британка Этель Грейнджер уменьшила себе талию в два раза с помощью корсета (по одной из версий – для мужа), 3) Жаклин Сталлоне (мать актера Сильвестра Сталлоне) – одна из многочисленных жертв неудачной пластики

Кто-то это делает ради партнера, кто-то – для избавления от комплексов, кто-то – ради моды. На самом деле, неважно почему. Ведь если вы хотите обладать красотой, вы должны приносить жертвы. Вонзать в себя шприцы и скальпели, принимать недотестированные препараты, делать круговые подтяжки лица, пересаживать волосы и вводить в лицо филлеры с гиалуроновой кислотой. Тренажерного зала, йоги по утрам и сбалансированной диеты никогда не будет достаточно. И даже дети не могут избежать жертв: с каждым годом возраст вступления в гонку самоулучшения становится все ниже.

  • Тренд Sephora Kids: дети тестируют anti-age-косметику

А самое главное – даже после всех стараний красота вам не гарантирована. Приведу ради гендерного разнообразия «мужской» пример: вспомните последствия применения анаболических стероидов.

  • Американский бодибилдер Джордж Петерсон умер в 38 лет из-за проблем с сердцем, вызванных приемом стероидов

Вы можете думать, что жертвы красоты не напрасны. Сейчас 30-летние люди выглядят гораздо моложе (а значит лучше!), чем 30-летние 30 лет назад. А 50-летние – лучше, чем 50-летние 50 лет назад. И так далее. Пластика и косметология за два десятилетия вообще достигла небывалых результатов, но для них нужно было пережить сотни случаев, когда врачи попросту уродовали пациентов. И, конечно, эта гонка за красотой не собирается заканчиваться. Значит, и жертвы тоже.

  • Актриса Линси Лохан: 1) в начале карьеры, около 20 лет; 2) в 2010-х, около 30 лет, сделано увеличение губ и нанесен макияж; 3) в 2025 году, 39 лет, макияж + косметология

Я думаю, что на идею прогресса стоит смотреть так же, как и на идею красоты. Если вы стремитесь к чему-то прекрасному – будь то собственная внешность или высокое искусство – нужно страдать, испытывать переживания и боль физически или ментально (или и то, и другое). Точно так же ради прогресса живые существа страдали регулярно: погибали в войнах и путешествиях, шли на казни, подвергались остракизму, заражали себя опасными болезнями, умирали во время строительства железных дорог или нынешних памятников архитектуры. Тестировали, кстати, что угодно на животных – это тоже жертвы прогресса. И, конечно, проводили эксперименты над другими людьми. Иногда эксперименты были в масштабах целых стран: смогут ли люди перенять коммунистический строй или либеральную демократию?

И я знаю много аргументов в защиту того, что жертвы прогресса, как и жертвы красоты, не напрасны. Но обычно все это касается умозрительных людей, которые где-то далеко или уже не с нами.

Да, люди массово страдали в XX веке, но зато теперь мы знаем, что атомное оружие – это опасно, а геноциды ни к чему хорошему не приводят.

Да, куча людей умерла от коронавируса, СПИДа и рака, но зато врачи мотивированы изобретать новые вакцины и лекарства.

Да, уйгуры в Синьцзяне находятся в рабстве, но зато весь остальной мир имеет доступ к дешевым товарам.

Да, перепотребление дешевых товаров засоряет планету, но зато мир научился перерабатывать платик и изобретать новые эко-френдли приспособления.

И так далее.

Именно поэтому я думаю, что истинные поборники идеи прогресса должны понимать необходимость страдания – не умозрительного, а своего. Я заметила, что многим интеллектуалам-гуманитариям (как в дискуссии «Города 812», так и вообще) идея прогресса очень даже нравится, а настоящий момент – как-то не очень. Интеллектуалы сетуют на засилье искусственного интеллекта, ангажированность левыми-правыми идеями, интеллектуальную невостребованность гуманитариев и прочее. Им следует рассматривать эпоху, в которую они живут, не как регресс или прогресс, а как жертвоприношение гуманитарных мозгов для чего-то очень сильно прогрессивного. Чего-то такого, для чего стоит терпеть отсутствие «больших стилей» и глобальных достижений в области культуры, искусства и морали. Правда это «такое» наступит лет через 100, и потомки его не оценят – у них будут новые вызовы и новые жертвы.

Гуманитарий сегодня – это своего рода неудачная пластика Линдси Лохан в 2010-х. Крепостной крестьянин, который погиб во время строительства Николаевской железной дороги. Узник концентрационного лагеря, над которым проводят эксперимент. Может быть, одна из собак Павлова, которой установят памятник. Такому человеку, конечно, только одна отрада в жизни – вера в миллиард пониманий прогресса и модернизации. Я не буду ему мешать…

Дина Тороева

Продолжение дискуссии о культе прогресса. Предыдущие материалы см. тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут.