Херсонес нужно спасать от дельцов

Охтинский мыс в Петербурге – брат по несчастью севастопольского Херсонеса Таврического. И там, и там заправляют креативщики с большими деньгами. Страдает от этого наше культурное наследие. Предлагаем вниманию читателей доклад о том, что происходит на территории  древнегреческого Херсонеса. Его прочитал этой весной   на заседании московского отделения ВООПИК реставратор Анатолий Туманов.

.

Доклад о происходящем в Херсонесском музее-заповеднике

На территории города-героя Севастополя находится уникальный археологический объект – древнегреческий город Херсонес Таврический (особо ценный объект культурного наследия федерального значения РФ, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Существующий здесь Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» выполняет важные задачи по исследованию, сохранению и популяризации древнего памятника.

Эти цели прописаны в статьях 26.1 и 27 Федерального закона №54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», Уставе музея-заповедника, а требования и способы решения этих задач изложены в Федеральном законе №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Действуют и международные акты: «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» (Венецианская хартия 1964 г.), «Международная хартия по охране исторических городов» (Вашингтонская хартия 1987 года) и другие документы, ратифицированные Российской Федерацией.

Приказом Министерства культуры РФ №367 от 28.03.2018 утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический», V в. до н.э. – XV в. н.э. (г. Севастополь).  

Однако за последние три-четыре года в Херсонесском музее-заповеднике сложилась нездоровая обстановка, способствующая порче уникального памятника истории, изменению его основных целей и перепрофилированию из научного учреждения в площадку для различных шоу-программ. Всё это происходит вопреки указанным выше нормативным актам.

На мой взгляд, главная причина всех бед Херсонеса – это появившийся здесь Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история». Сотрудники Фонда  (обращаю внимание, не имеющие каких-либо исторических знаний, не имеющие ни аттестации, ни лицензии для работы на объектах культурного наследия, а значит нарушившие статью 45 Федерального закона 73-ФЗ) вторглись в пространство древнего городища и занялись благоустройством территории на свой некомпетентный взгляд.

В 2018 году для проведения временного фестиваля прямо на руинах Цитадели III в. до н.э. (хочу отметить – руинах, остро нуждающихся в реставрации) были установлены: зрительская трибуна, три сцены с большими экранами, мощная световая и звуковая аппаратура, тяжёлые трансформаторы, километры проводов, деревянные дорожки… общей массой более 500 тонн.

  • Вид на Цитадель III в. до н.э.

  • Вид на Цитадель III в. до н.э

  • Вид на Цитадель III в. до н.э

  • Вид на Портовый район Херсонеса

Возле Башни Зенона у въездных ворот в перибол была построена входная группа с металлическим макетом Херсонеса.

  • Вид на Башню Зенона, 2010 год

  •   Вид на Башню Зенона, 2018 год

  • Вид на Башню Зенона, 2019 год

Эта конструкция имеет монолитный железобетонный фундамент, заглубленный в землю, сварные соединения всех металлических деталей, проложенную систему электрокабелей, следовательно, является объектом капитального строительства, запрещённым пп.1 п.1 ст.5.1 73-ФЗ. Само нахождение её в этом месте искажает природно-культурный ландшафт, загораживая древнюю дорогу в город и вид на оборонительные сооружения.

Несмотря на то, что фестиваль был объявлен сезонным и временным (на летний период 2018 года), его сроки были продлены до 2024 года. В связи с этим все сезонные временные сооружения не были демонтированы, как это предполагалось ранее. Более того, за прошедшие три года на северных кварталах городища и главной улицы Херсонеса появились новые конструкции: деревянные настилы, фонари (почти в каждом раскопанном помещении), провода, решётки, массивные бетонные блоки для аннотационных материалов и даже современная брусчатка.

  • На Главной улице Херсонеса, 2019 год

  • Современная брусчатка и провода на городище Херсонеса, 2019 год

  • Современные конструкции на городище Херсонеса, 2019 год.

  • Вид на Базилику 1935 года, 2010 год.

  • Вид на Базилику 1935 года, 2020 год

  • Вид на городище Херсонеса, 2020 год

  • Вид на городище Херсонеса, 2019 год

Всё это нарушает требования к сохранению объектов культурного наследия (ОКН), прописанные в статье 47.2 и требования к содержанию и использованию ОКН, прописанные в статье 47.3 73-ФЗ. Эти конструкции искажают аутентичный вид древнего памятника, являются пожароопасными и травмоопасными для посетителей.

Как результат неправомерной хозяйственной деятельности вследствие привлечения работников, не имеющих аттестации для работы на объектах ОКН, приведу пример конкретной порчи объекта культурного наследия, включённого в Реестр ОКН Федерального значения – Жилого дома III–II вв. до н.э. на Главной улице (Приказ МК РФ от 05.08.2016 №36856-р, Регистрационный №921610336350376 в Реестре) – это скол угла рустованного блока данного памятника (Фото 20).

  • Сколотый блок жилого дома III в. до н.э., 2019 год

Получается, что некий рабочий, не осознающий, где он находится, испортил строение, которому две тысячи триста лет. Возможно, это неумышленное деяние, но от этого никому не легче, древний памятник испорчен и далее будет передаваться нашим потомкам в утраченном виде. А между тем, это явный факт повреждения объекта культурного наследия и подпадает под действие п.2 ст.243 Уголовного кодекса РФ.

Другой вопиющий факт уже умышленной порчи памятника произошёл в результате реконструкции бывшей Монастырской гостиницы 1905 года постройки. Это сооружение было построено ещё в царский период прямо поверх участка оборонительной стены Херсонеса – 15 куртины. Но руководству музея очень нужны были лишние квадратные метры, поэтому решили сделать кирпичную пристройку (см. фото ниже, верх снимка), что явилось очередным нарушением пп.1 п.1 ст.5.1 73-ФЗ. При этом была повреждена сама куртина – сколот большой фрагмент лицевого блока (в центре снимка). Это также уголовная статья.

  • Незаконная кирпичная пристройка и сколотый блок оборонительной стены Херсонеса, 2018 год

Но самое ужасное – строители облицевали плиткой оборонительную стену под зданием бывшей гостиницы (Фото 22, 23).

  • Современной плиткой облицована оборонительная стена Херсонеса, 2019 год

  • Современной плиткой облицована оборонительная стена Херсонеса, сколот лицевой блок оборонительной стены, 2019 год

При этом для укрепления облицовочной плитки были рассверлены древние блоки, куда были вставлены куски арматуры (Фото 24, 25, 26, 27). Я считаю, что это варварство также подпадает под уголовную статью.

  • Арматура в рассверленных блоках оборонительной стены

Помимо этого нарушаются права граждан, прописанные в п.2 ст. 44 Конституции Российской Федерации, п.2 ст.7 73-ФЗ, а также требования к обеспечению доступа граждан к ОКН, прописанные в ст.47.4 73-ФЗ. Эти нарушения наблюдаются в Портовом районе Херсонеса, где установлены сцены и аппаратура для проведения культурных программ, а также в южной части городища в районе водохранилища. В обычное время посещения музея на эти территории никого не пускают, ограничивая доступ к памятникам архитектуры.

Наличие современных конструкций не даёт возможности археологам проводить исследования объекта, то есть, не позволяет выполнять главные задачи историко-археологического музея-заповедника – изучать историю древнего города и проводить мероприятия по сохранению раскопанных архитектурных объектов.

Вдобавок ко всем этим нарушениям Фонд «Моя история» планирует реализовать грандиозный проект по строительству большого музейного комплекса, художественной школы и филиала «Артека» в границах выявленного объекта культурного наследия «Южный пригород древнего города Херсонес Таврический», являющемся также буферной зоной объекта ЮНЕСКО. Этот статус ограничивает любую деятельность, которая может изменить историко-культурный ландшафт. Эта территория была передана Министерством обороны РФ для археологического парка и заявлена археологами, как перспективная для исследований. Однако в целях ускорения строительных мероприятий, район начали раскапывать с помощью экскаваторов и самосвалов. В результате, значительная часть культурного слоя была уничтожена и перемещена без должного изучения.

На строительство Нового Херсонеса планируется потратить миллиарды рублей, а на укрепление береговой полосы Херсонеса, реставрацию древних руин – денег нет, также нет и специалистов-реставраторов, которые бы занимались сохранением исторических архитектурных памятников, так как в музее даже нет таких ставок.

В критическом состоянии находится не только городище древнего города, но и две средневековые крепости Чембало и Каламита, хора Херсонеса (сельскохозяйственная округа), за которые также отвечает Херсонесский музей-заповедник. Так, например, Участок № 9 хоры Херсонеса завален строительными отходами и бытовым хламом.

Херсонес нужно спасать от некомпетентных руководителей и дельцов из Фонда «Моя история». Нужно провести расследование указанных фактов (полиция, прокуратура, Минкульт покрывают нарушения) и привлечь к ответственности лиц, причастных к нарушению законов и порче объектов культурного наследия, а также поставить вопрос о демонтаже всех незаконных конструкций, искажающих облик уникального памятника мировой истории.

Кстати, по этому поводу в сентябре-октябре 2021 года на 212 сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО рассматривается вопрос о происходящем в Херсонесе Таврическом. ЮНЕСКО призвало Россию «воздерживаться от каких-либо действий, которые бы нанесли ущерб» Херсонесу Таврическому.

А.М. Туманов,

реставратор памятников каменного зодчества (направление – естественный камень)  первой категории

На заставке к тексту: вид на Цитадель III в. до н.э.