Много лет назад они стали частью нашей культурной жизни – женщины, сидящие в музейных залах. Но если для нас музейные смотрительницы абсолютно привычная деталь музейного уклада, для иностранца – это крайне необычная особенность культурного быта России. Американский фотограф Энди Фриберг увидел в этой необычности еще и художественную ценность.
В результате появился проект Энди Фриберга под названием “Стражницы”, он снимал музейных смотрительниц на работе, т.е. в музейном интерьере. Проект уже покорил многих в США, он стал частью фотовыставки в Хьюстоне, готовится к изданию фотоальбом крупнейших американских фотохудожников, в котором эти работы будут представлены. Через две недели в американском Портленде откроется персональная выставка фотографий Энди Фриберга, центром которой станут “Стражницы”.
Энди Фриберг на днях прилетел в Петербург, чтобы сделать несколько новых снимков для выставки. И он рассказал о том, откуда появился интерес к музейным смотрительницам.
“Первый раз я был в Ленинграде в середине 80-х. Прилетел поснимать зимние пейзажи, мне нравятся черно-белые контрасты, хотя сам живу в Калифорнии. Я тогда снимал купание в проруби возле Петропавловки. И был у меня довольно удачный снимок двух сестренок. В прошлом году мне пришла в голову шальная мысль разыскать этих девушек, а через них показать, как изменился за двадцать с лишним лет Петербург”.
Но затея не удалась, девушек Энди не нашел, зато сходил в Эрмитаж. Тогда и обратил внимание на смотрительниц, которые, на глаз иностранца, заметно контрастировали с музейным интерьером. Но вместе с контрастом Энди нашел в этом и гармонию.
“Такого ведь нет ни в одном музее мира. Обычно функции охраны выполняют люди в униформе с передатчиками, которые не сидят на стульях, а курсируют по залам. Здесь же каждая подчеркнуто индивидуальна. И вместе с тем они как будто нарочно вписаны в музейное пространство. У одной, сидящей на фоне картин Веронезе, выражение лица точь-в-точь как у вермееровской “Девушки с жемчужной сережкой”, другая словно нарочно оделась в тона натюрморта над ее головой.
Третья как будто так же сидела здесь и двести лет назад… Я пытался разговаривать с ними, расспрашивать.
Они, правда, все очень милые, хотя некоторым не нравилось, что я вообще тут снимаю”.
Во время прошлогодней выставки в Хьюстоне Энди познакомился с сотрудником российского Минкульта. Тот посоветовал не ограничиваться Эрмитажем, а походить по другим российским музеям – Русскому в Питере, Третьяковке в Москве. Коллекция Фриберга пополнилась новыми работами.
“Вероятно, проект “Стражницы” на этом будет завершен. Но я обязательно приеду еще не раз в ваш город. Хотя бы потому, что я еще не нашел героинь своего снимка 24-летней давности – “Русские сестрички”, – говорит Энди Фриберг – “Я его сделал под Новый 1985 год у стен Петропавловской крепости. И был бы рад, если бы они отозвались”.
А может и правда кто-то на этой фотографии узнает себя и осчастливит калифорнийского фотографа, так полюбившего русскую зиму?
Полностью проект “Стражницы” можно посмотреть на официальном сайте Энди Фриберга.
А. П.