Христофор и «дело академиков». Коллекционеры икон в музее истории религии

В Музее истории религии (Почтамтская улица,14) представлен проект «Русские коллекционеры – от князя до купца». Большинство икон, и других предметов, связанных с православием, как каноническим, так старобрядческим, прежде не выставлялись. И уже точно не указывалось их происхождение.

Среди 15 собирателей русской старины: великий князь Сергей Александрович, который предпочитал иконы, и купец Федор Плюшкин, который собирал буквально все, от рукописных книг до бытовых этнографических вещей, накопил около одного миллиона предметов. Фабрикант Сергей Щукин в особом представлении не нуждается, он оставил России 200 картин от Ренуара до Матисса.

Николай Лихачев, историк и крупнейший знаток иконы, был в 1925 году избран академиком АН СССР, а через пять лет арестован по печально знаменитому «делу академиков» и три года провел в ссылке. Также по этому «делу» проходил Василий Дружинин, историк, крупнейший исследователь русского старообрядчества, он провел три года в Соловецком лагере. Князь Алексей Ухтомский был ученым-физиологом, основателем университетского Института физиологии и одновременно тайным монахом, он собирал иконы лучших мастеров – своих современников.

Историк архитектуры и коллекционер Николай Романченко коллекционировал не только иконы, но и монеты. И это стоило ему жизни. В 1923 году он стал жертвой налета на его квартиру в 10-й роте банды Леньки Пантелеева. Убийство был громким, милиция взялась на это уголовное дело всерьез и ликвидировала налетчика.

Наконец, самым колоритным коллекционером был Иван Забелин, имевший всего пять классов образования в сиротском училище, но целеустремленность позволила ему стать крупнейшими историком Москвы своего времени, а также археологом и музейщиком.

Как рассказали «Городу 812» кураторы выставки – Светлана Николаева, заведующая отделом православия и Ольга Коробке, ведущий научный сотрудник отдела, начиная со второй половины XIX века русская икона стала восприниматься не только как священный предмет, но и как памятник истории, как произведение изобразительного искусства. Началось изучение русской иконы, и появились коллекционеры: персонажи, о которых рассказывает выставка – из той, первой плеяды.

.

Выбор кураторов. Светлана Николаева

Картинка с коробки предбрачного. 1824. Поморский центр. Бумага, темпера.

У старообрядцев бытовал обычай подносить к бракосочетанию поздравительную картинку. Два соединенных сердца символизируют союз женщины и мужчины. Под ними подпись: «Дар сердца твоего недешевый ценою».

Собрание Дружинина

.

Выбор кураторов. Ольга Коробко

«Апостол Фома». Прорись из фраяжских образцов иконописца Федора Иванова. Конец XVII века. Бумага. Иванов снял прорись с западной иконы (Фома изображен с копьем, от которого принял смерть) и использовал ее в своей работе.

Собрание Лихачева

.

Выбор Города 812

Икона «Святой Христофор», XVIII век. В русской традиции изображается с головой собаки. По одной из версий Христофор был слишком красив, и, чтобы не отвлекаться на женщин, упросил Бога дать ему безобразную внешность. Считается покровителем путешественников и холостяков.

Собрание Романченко

Выставка работает по 14 января.

Борис Вадимов


Теги: