В K-gallery открылась выставка Натана Альтмана (1899-1970). Для большинства, он – автор портрета Анны Ахматовой (1915, Русский музей) – самого известного и постоянно тиражируемого нефотографического изображения поэта. Тем не менее, последняя его персоналия состоялась еще при жизни, в 1969-м.
Почему пауза продолжалась больше полувека? Выставка дает развернутый ответ на этот вопрос. И поэтому обязательна для посещения теми, кто интересуется искусством первой половины ХХ века, его контекстами и механизмами существования. 100 произведений из музеев и частных собраний Петербурга и Москвы вряд ли еще раз соберутся вместе.
Альтман не был лидером. Как полагают профи в русском-советском искусстве, он был крепким модернистом, прекрасным стилизатором, улавливал модные явления, но не был открывателем нового. В первые послереволюционные годы вкусил власти – участвовал в организации художественного переустройства. На первую годовщину Октября украсил красными знаменами колесницу Славы на арке Главного штаба.
Потом, когда воцарился соцреализм, пытался спрятаться в театральной и иллюстрационной работе. В молодые годы учился в Париже, уехал туда снова в 1920-е, но вернулся, как и многие уехавшие. В середине тридцатых экономический кризис закрывал галереи и разорял дилеров и покупателей картин. В стране Советов перспективы госзаказов выглядели заманчивее. Но и соцреалистом Альман не стал. Он заслужил подозрительность власти как «буржуазный» художник и уважение коллекционеров за то же качество.
Оставим для фанатов книжную иллюстрацию и сценографию. Из того, что не следует пропустить (стили привожу условно, для понимания диапазона художника):
- «Весна» (1908 год, импрессионизм)
- «Автопортрет» (1908, реализм)
- «Натюрморт с синим графином» (1912 «лучизм»)
- «Католический святой» (1913, кубизм)
- «Портрет Сильвии Гринберг» (1923, неоклассицизм)
- «Владимир Маяковский» (1930-е, неореализм)
- «Ленинградский пейзаж (Лесной проспект)» (1952, ленинградская пейзажная школа).
Выставка будет работать до 13 июня.
Вадим Шувалов
На заставке: «Мастерская в Париже» (1930, постимпрессионизм)
Вместо постскриптума воспоминания историка архитектуры Михаила Мильчика про «заслуженного художника»: