Художницу Лену Хейдиз преследуют за русофобство

Похоже, что вскоре будет начато судебное разбирательство по делу московской художницы Лены Хейдиз, известной своей серией работ, изображающей химер российской действительности. Судить художницу собираются по ст. 282 ч. 1 УК РФ по факту совершения ею действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенных публично или с использованием средств массовой информации.

       Шумиха вокруг картин Хейдиз продолжается уже не первый год, и вот недавно дело начало обретать силу – художницу по телефону пригласили в прокуратуру на допрос.
Эта история продолжается с 2008 года, когда в Интернете, возмущенные содержанием картин “Химера загадочной русской души” и “Wellcome to Russia” русские националисты, начали сбор подписей против автора. Их не смутило то, что картины были написаны в конце 90-х: “Wellcome to Russia” была написана в 1999 году и куплена Игорем Маркиным для музея, а многострадальная “Химера загадочной русской души” – аж в 1996 г., и выставлялась в галерее на Солянке на втором Московской биеннале современного искусства в рамках проекта “Сон разума рождает химер”.

Тем не менее, члены Русского Общественного Движения, ДПНИ, Союза Коммунистической Молодежи, Русского Национал-большевистского фронта, Русского Общенационального Союза, Русского Национального Единства и Национально-Державной Партия России нашли нужным засудить “еврейскую” художницу за “русофобию”. Помимо картин к заявлению прикладываются цитаты из Интернет-переписки Лены в жж, доказывающие ее “вину”. В заявлении в Генеральную прокуратуру было написано: “ею же, в ходе Интернет-полемики, в своем Интернет-блоге в открытом доступе было сделано следующее заявление: “меня от дебилов тошнит, от РУССКИХ ДЕБИЛОВ, у которых нет ничего за душой кроме болтовни и претензии на “великость”, вы – ничтожные дешевые глупые уроды, о которых стыдно даже марать руки””.

После придания делу большой огласки, Лену Хейзер, по ее словам, начали преследовать националисты. Они единодушно пришли к выводу, что суть картин однозначна – “еврейская художница оскорбляет русских”. В один день она превратилась в “главную еврейскую националистку”. Все ее контакты – почта, телефон и домашний адрес были опубликованы в Интернете. В своих немногочисленных интервью художница жаловалась, что ей постоянно звонят и пишут с угрозами, а на ее двери появлялись “шестиконечные звезды белой краской на двери, антисемитские лозунги”. При этом информации о том, что Хейзер собирается подавать встречный иск, нет.

Сама художница недоумевает, почему все так оскорбились ее работами, ведь она не вкладывала в них расистского смысла. “Создавая это эпическое полотно, я хотела ответить себе самой на самый простой вопрос: а почему, собственно, лишь русская душа является “загадочной”? Почему “незагадочны” итальянская душа или, например, немецкая? Я долго думала над этим, советовалась с друзьями. Над каждым фрагментом картины мы долго думали вместе: ну, например, что должно быть в лапе Русской Химеры нож или топор? Мы пришли к выводу, что топор. Он выглядит органично и адекватно русскому духу бунта, “бессмысленного и беспощадного”. Я думаю, что в итоге мой художественный ответ получился исчерпывающим и блестящим. Потому и возник такой нешуточный общественный резонанс. Видимо, я, как настоящий снайпер, попала в самое сердце этой химеры. Но это сердце только лишь химеры, а не самой “загадочной русской души”” – комментирует Лена свою скандальную работу.

Но самое страшное во всем этом деле даже не то, что художница уже несколько лет “отвечает” за свои картины и подвергается нападкам антисемитов. Некоторые художники даже сочли это неплохим пиаром – дескать, после такого скандала стоимость картин может увеличиться в разы. Ситуация интересна скорее тем, что дело превратилось в Интернет-скандал: через глобальную сеть работы получили большую известность, на них обратили внимание инициаторы судебного процесса, а в качестве улик используется переписка в Живом журнале, который, несмотря на то, что находится в открытом доступе, все же является чем-то личным, да и не сказать что сильно популярным.