И примкнувший к ним Рембрандт

В Музее архитектурного рисунка фонда Сергея Чобана в Берлине открылась новая выставка, привезенная из венского музея Альбертина. Экспозиция под названием «Вид на город» посвящена изображению городов и их сельских окрестностей, охватывая период с эпохи Возрождения до XX века.

.

Город как предчувствие

Представить, что два известных европейских музея, по концепции посвященные только рисунку, никогда не встретятся в одном порыве, конечно, было невозможно. Рано или поздно это должно было состояться, тем более, что архитектура города — это, как становится понятно после визита в музей, только кураторский повод для емкого и куда более широкого художественного высказывания, чем можно подумать изначально.

Городские дневники великих

Конечно, можно сказать, что на выставке представлены работы художников, которые стремились максимально реалистично и точно воспроизвести увиденное, используя лишь выборочные отклонения от вида для усиления художественного эффекта. Но это далеко не полный обзор того, что вы можете увидеть. Эти натуралистические изображения городов часто служат историческими источниками, а не продуктами воображения. Художники обычно занимали возвышенные места за пределами городских поселений, чтобы лучше понять и изобразить топографию города в целом, что привело к появлению горизонтальных и панорамных изображений.

И много фантазии для разнообразия

Экспозиция демонстрирует различные типы изображений городов, от детальных и натуралистических до экспрессивных и абстрактных, отражая соответствующие художественные движения своего времени. Работы охватывают города Европы, Ближнего Востока и Американского континента, представляя разнообразие графической коллекции Альбертины. Особое внимание уделено виду на Нарышкинский бастион Санкт-Петербурга Ивана Алексеевича Иванова (выполнен в 1817 году).

Шарм выставки ещё и в том, что в основной экспозиции в Альбертине работы Дюрера и примкнувшего к ним Рембрандта выставляют, как правило, в виде факсимильных копий. А тут только оригиналы.


.

Рембрандт на десерт

Если вы спросите, кто из известных мастеров есть на выставке, то зря. Лучше спросите, чьих рисунков городов на выставке нет? Джованни Баттиста Пиранези, Альбрехт Дюрер, Камиль Писсарро, Эгон Шиле. А на закуску, завершая путь зрителя на втором этаже, вас ждёт Рембрандт. Оказывается , и такое бывает.

Ясно, что разнообразие подходов к изображению городов и их окрестностей, от натуралистических до более абстрактных и экспрессивных, может стать основой куда более крупной экспозиции. Но в том-то и ценность небольшого музея рисунка в Берлине, что он выжимает концентрат из художественных возможностей. Кстати сказать, одновременно столько известных и дорогих художников ещё не выставлялось в этом музее, что делает эту экспозицию еще уникальнее.

Выставка организована в сотрудничестве с музеем Альбертина, в его коллекции хранится около 65 тысяч рисунков и более миллиона произведений печатной графики, охватывающих период от поздней готики до современности. Музей также известен своими временными выставками, на которых представлены работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Питер Пауль Рубенса, Густава Климт и многих других. Куратором выставки в Музее архитектурного рисунка является Кристиан Бенедик, историк искусства и давний руководитель архитектурной коллекции Альбертины.

Алексей Шолохов