Времена – они же меняются!
Для того, чтобы понять, до какой степени XXI век не будет похож на XX, достаточно сравнить общемировую реакцию на космический прорыв Илона Маска (в целом вялую и скоротечную) – с бурной и всё разрастающейся реакцией на гибель Джорджа Флойда.
Никто больше не ждет, что технический прогресс решит все текущие проблемы, главная из которых – проблема контрастов между «развитыми» и «не развитыми», «богатыми» и «бедными», «успешными» и «неуспешными» и т.д.
Мир в XXI веке ждет не общий прорыв на Марс и Венеру.
Мир ждёт глобальное культурное размежевание. Нет, не столкновение цивилизаций, о котором пророчил Хантингтон. А просто переход от симуляции глобальной интеграции – через истерику реваншистского конфликта – к спокойному межкультурному и мультикультурному локальному добрососедству.
Именно локальному – потому что соседям всегда (почти всегда) проще принять друг друга такими, какие они есть, чем абстрактным «глобальным человечкам», которые рисуют в своем медийно взбудораженном воображении глобальных демонов зла – вместо реальных людей, с которыми можно и нужно спокойно и мирно жить бок о бок.
То, что все мы – культурно и социально разные и никогда не станем одинаковыми, – это прекрасно. Это делает нас интересными друг для друга и уникальными для вселенной.
Главное – понять, что все мы, при всей нашей разности – обитатели одного локального дома. Понять, что наш дом для нас – это наша общая ценность и общая идентичность, независимо от всех прочих наших культурных различий.
Мы вместе ходим по одним и тем же улицам, смотрим на одни и те же фасады домов, дышим одним и тем же воздухом, мокнем под одним и тем же дождём, любуемся одними и теми же закатом и рассветом, одними и теми же окрестными лесами/полями/горами/болотами/холмами.
И именно поэтому (а вовсе не потому, что так решили марксоидные схоласты из Франкфуртской школы, они же – неолибералы из Гарварда) мы – едины. Мы едины как обитатели своих территориальных домов.
Именно поэтому мы должны – и, главное, можем – любить друг друга как своих близких людей – земляков, даже если во всем остальном мы разные.
Именно поэтому – и посредством этого – мы едины и солидарны с такими же обителями других таких же домов. Никому не нужно, чтобы в городе или деревне загорелся какой-то из домов – пламя перекинется на соседей.
Никому из локальных (а не «глобальных») граждан не нужно, чтобы в соседнем региональном доме всё стало плохо и оттуда устремились потоки беженцев. «Философия дома» делает все наши региональные дома – уже в глобальном измерении – такими же точно мирными соседями, какими мы являемся друг по отношению другу в пределах своей локальной родины.
Осознание этих простых истин – вот что стоит на повестке дня XXI века. А не новые айфоны и космические корабли, а тем более, глобальные и глубоко ресентиментные социал-холивары.
Даниил Коцюбинский