Совсем недавно в петербургском театре «Мастерская» (художественный руководитель – Г.М. Козлов) состоялась премьера спектакля «Антигона» по одноимённой пьесе Софокла. Есения Раевская, исполнившая роль Исмены (сестры Антигоны), рассказала о театре, о героях произведения Софокла и о сегодняшней актуальности того, что волновало людей две с лишним тысячи лет назад.
Сюжет, описанный Софоклом, разворачивается в Древних Фивах. После того, как царь Эдип умирает, к власти приходят его сыновья – Полиник и Этеокл. Между ними разгорается вражда: Этеокл берёт верх, а Полиник решает собрать войско, чтобы вернуть власть себе. В схватке погибают оба брата, после чего трон занимает Креонт, советник Эдипа. Став царем, он решает наказать изменника Полиника, лишив его тело погребения, а Этеокла, как царя-героя, похоронить со всеми почестями. Об этом узнаёт их сестра Антигона и решается пойти против воли новоиспечённого правителя, поставив целью, чтобы Полиник также был погребён достойно.
- Слева – Анастасия Стебнева (Антигона) справа – Есения Раевская (Исмена)
– Какой вам показалась главная героиня трагедии – Антигона: в пьесе в переводе Дмитрия Мережковского и в исполнении вашей партнёрши Анастасии Стебневой?
– На мой взгляд, главная разница между Антигонами произведения и спектакля – в уровне героизма. Странно звучит, но постараюсь объяснить. У Софокла Антигона – Героиня Трагедии по всем классическим канонам. Мы старались избежать излишества и в героизме, и трагизме, и в пафосе, то есть стремились сделать Антигону более простой, человечной, хотя сам слог очень этому сопротивляется. У всех девочек (исполнительниц роли Антигоны – Анны Арефьевой, Марины Даминевой и Анастасии Стебневой) она получилась абсолютно разной, и это очень круто, у зрителя будет возможность найти свою Антигону, которая ему ближе.
Ещё интересно то, что хотя Софокл писал про Антигону, олицетворяющую собой любовь и преданность, наш спектакль, на мой взгляд, скорее получился в большей степени про Креонта, олицетворяющего собой власть. Фокус внимания сместился с поступка Антигоны на реакцию Креонта. Это не было сделано специально, но, кажется, что так и должно было случиться в современных реалиях.
– В своём профиле на портале kinolift вы написали: «А ещё я могу оправдать всё». Можете ли вы оправдать Креонта, приказавшего заживо замуровать непокорную Антигону, тайно похоронившую своего брата вопреки запрету правителя?
– Мне его жаль. Он абсолютно искренне верит в то, что делает лучше. В этом и трагедия – в его убеждении, что он делает благо. Он просто хочет, чтобы люди не нарушали законы, в этой его логике нет ничего плохого. Он неспособен осознать свою ошибку. Неспособен быть милосердным и любить. Поэтому мне его жаль. Что нужно сделать, чтобы Креонты в жизни хотя бы начали задумываться, что они могут быть неправы? Что истинное служение людям приносит гораздо большее удовлетворение, чем служение своему эго, тщеславию, амбициям? Мне так хочется, чтобы до Креонтов это, наконец, дошло!.. Есть у меня одна мысль, как это сделать. Но, наверное, я мыслю какими-то неосуществимыми идеалами.
– Какая именно мысль?
– Мне кажется, нам всем нужно идти к тому, чтобы управлять собой самостоятельно, чтобы человечество в принципе не нуждалось в таком органе, как власть. Я понимаю, что можно найти множество аргументов, опровергающих эту позицию. Однако на практике в каких-то отдельных сообществах, например, в творческих коллективах, горизонтальное взаимодействие между участниками возможно, и оно оказывается плодотворным. То есть локально – это осуществимо. Чтобы такая модель работала без «вертикали власти», каждый должен исполнять свою роль, для чего, опять же, нужно уметь очень хорошо управлять собой, но не в угоду своему эго, а для служения во благо другим людям и этому миру. Возможно ли это в масштабах мира или хотя бы одной страны? Я не знаю, но мне кажется, что к этому точно нужно стремиться, поэтому думаю, что человечеству нужно идти к тому, чтобы не нуждаться в передаче правления другим людям «там, наверху» и общению и с другими людьми «высока». Тогда институт удалённой от людей власти просто отпадёт за ненадобностью, но, наверное, это несбыточный рай…
– Считаете ли вы Антигону героиней?
– Героиней Антигона выглядит в глазах других людей. Сама она свой поступок не считает героическим. Она просто не может иначе. Ею движут любовь и справедливость, она не может не похоронить своего брата, даже если это грозит ей смертью. В Антигоне Любовь сильнее Страха, в отличие, например, от Исмены.
Лично для меня очень важным является то, что Антигоне, повторюсь, тоже страшно. Именно преодоление этого страха делает её в моих глазах Героиней. Герой ведь не тот, кто не боится. Тогда он просто безумец. Герой – тот, кто боится, но становится выше своего страха. Если так – то Антигона герой. Если в ней нет страха – не герой. Герою нужно что-то преодолевать.
Вообще, во взглядах на Антигону мы, скорее всего, не совпадаем с нашим художественным руководителем – Григорием Михалычем, а не с Софоклом. Я убеждена, что Антигоне тоже страшно. Мастер же уверен, что в ней нет страха, что для неё это естественно. Но, скорее всего, это я чего-то не вижу, потому что гений Григория Михалыча в том, чтобы вскрывать суть человеческих душ и мотивы их поступков.
– А как бы вы поступили в такой ситуации, в которой оказалась Антигона? Выбрали бы её путь или последовали примеру Исмены?
– Мы с Настей (исполнительницей роли Антигоны – Анастасией Стебневой) обе репетировали и Антигону, и Исмену. Изначально мы менялись ролями, чтобы сыграть и ту, и другую. Но после одной из репетиций я решила, что буду пробовать только Исмену. Именно по причине того, что не смогла бы поступить, как Антигона. Эта история оказалась слишком современной, чтобы её играть. Антигоной сейчас нужно быть. И если я не могу поступить, как Антигона в нынешней ситуации в жизни, то не имею морального права выходить на сцену и играть эту роль. Так внутреннее я для себя решила.
В условиях нынешних событий играть Антигону на сцене и бояться быть ею в жизни – нечестно. Но это нечестно только для меня и внутри меня, потому что таково моё отношение к профессии. Играть роль ради того, чтобы просто сыграть роль, мне неинтересно. Для меня сцена – это, в первую очередь, честный разговор со зрителем. И это не кокетство, просто для меня всё хорошо сложилось. Сыграла бы я роль Антигоны, не будь у меня до этого главных ролей? Да, сыграла бы. Сыграла бы, не будь в стране того, что в ней происходит? Сыграла бы, если бы без меня не случился выпуск. Но Антигону играют три очень талантливые актрисы, и спектакль живёт и может жить без меня. Поэтому я воспользовалась такой роскошью – отказаться от роли и не противоречить своим внутренним убеждениям. Мне важно просто быть в этом спектакле и иметь возможность говорить на эти темы со зрителем. Это возможность говорить о войне и о тех разрушениях, которые она несёт во времена, когда об этом говорить нельзя. Поэтому в данном случае мне неважно, в какой роли выходить (помимо роли Антигоны). Хоть столом (кстати, даже у стола в этом спектакле – большая роль). Пока я – Исмена. Пока мне страшно.
– Как вы готовились к роли Исмены?
– Самое трудное в актёрском существовании внутри такого материала – не уйти в пафосный трагизм. Это и так трагедия. Если ещё и трагично играть, зрителя стошнит. Слишком отстранённо существовать – тоже не получается, иначе не возникнет трагедии, а она должна быть. Найти середину оказалось не так просто, очень легко было скатиться в ту или другую крайность.
Если говорить о ролях, то в таком материале, на мой взгляд, актёрское звучание должно быть не просто Персонажем, но и чем-то большим – а именно, Темой, которая закреплена за этим персонажем. Креонт – власть. Антигона – Любовь. Исмена – Страх. Широкими мазками.
Они сёстры, две стороны одной медали – как любовь и страх. Через Исмену мне важно показать зрителю, что человек, даже которому очень страшно нарушать законы царей (скорее просто страшно жить), может стать внутренне свободным Человеком.
Я верю, что Исмены могут стать Антигонами. «Надо по капле выдавливать из себя раба», как говорил Чехов.
Вообще, эта трагедия, написанная задолго до нашей эры, очень ярко отражает современную действительность. Заставляет задумываться. Например, есть ли, в принципе, у человечества шансы учиться на ошибках, которые мы повторяем из века в век? И ошибки ли это? Или противостояние Власти и Человека на самом деле задумано Богом? Очень мудрая женщина Евгения Ивановна Кириллова, мой педагог по сценической речи, сказала, что Креонты тоже нужны этому миру. Возможно. Возможно, этому миру они нужны. Но способен ли человек построить другой мир, который не будет нуждаться в Креонтах? Мир, в котором они ему будут просто не нужны? Вопрос. Я уже сказала чуть ранее, что верю: да, способен. Но для этого нам всем нужно научиться любить и быть разумными. И мы обязательно научимся.
Ещё интересно, что драматурги из разных стран на протяжении всей истории обращаются к сюжету Антигоны именно во время идущих военных действий. Мы говорим об этом в начале спектакля. И наш выпуск, к сожалению, не стал исключением из этой закономерности.
– В самом начале спектакля, вы проводите для зрителей небольшой исторический экскурс о развитии образа Антигоны во времени и заканчиваете рассказом об активистке из Латинской Америки, которую арестовали на 8 лет за участие в митингах. Это отсылки к современным реалиям?
– К какому-то конкретному случаю – нет. Но, говоря об этом, конечно, я подразумеваю современность. Этот текст ещё о том, что неважно, какая страна. Война за власть – уродливое зрелище в любой стране.
– Как вы думаете, обязательно ли искусство должно соответствовать современной повестке или оно должно быть как бы «вне времени»?
– Современная повестка для всех разная. Мне не очень интересно сейчас смотреть спектакли про любовные перипетии. В меня это не попадёт. А в другого попадёт… А что касается «вне времени» – великие произведения в любом случае вне времени, и в них всегда будет отражаться современность, потому что они пытаются осмыслить вечные темы. И «Антигона» – одно из таких произведений.
Алина Хасанова