Исторические крыши Петербурга продолжают портить

Двухэтажная мансарда вырастает на здании Невской бумагопрядильной мануфактуры (Синопская набережная, 74–78 / улица Красного текстильщика, 10–12). «Город 812» заинтересовался, как это могло случиться.

Оказалось, что эффектное кирпичное здание, расположенное в той зоне  исторического центра Петербурга, что входит в границы  объекта Всемирного наследия  ЮНЕСКО, пало жертвой заложенной почти 20 лет назад дыры в законах. В 2001 году здание мануфактуры (архитектор  Людвиг Петерсон, 1895)  было включено в список выявленных объектов культурного наследия. Через десять лет собственник через суд снял этот статус, который по закону является временным и присваивается сроком только на один год. В 2017-м градозащитники пытались инициировать повторное включение мануфактуры в выявленное наследие. Но КГИОП отказался повторять охранную процедуру. И прошлой осенью стройка началась.

Весной 2018 года Борис Вишневский, депутат ЗакСа, обратился с письмом к вице-губернатору Игорю Албину, а  руководство Петербургского отделения ВООПИиК направило запрос  в городскую прокуратуру. Содержание двух текстов сходно. Комплекс Невской бумагопрядильной мануфактуры находится в зоне регулируемой застройки. Там по закону допускается устройство мансард с повышением отметки конька не более чем на один метр, в том числе на зданиях, формирующих уличный фронт.  Но мансарды допустимы при одном важном условии – «сохранения конфигурации лицевого ската крыши».

Авторы писем утверждают, что уже сейчас, когда строительство мансарды только началось, конфигурация лицевого ската грубо искажена. Действительно, если сравнить исторические и современные фотографии, то хорошо заметно, как скромная одноэтажная настройка (даже она искажала изящный фасад и по большому счету требовала сноса) превращается в двухэтажного монстра.

Недавно депутат получил ответ, что проект мансарды ничего не нарушает. Прокуратура пока никак не отреагировала на  обращение  ВООПИиК.

Так что Невская мануфактура пополнит ряд примеров «приспособления». Это происходит и на зданиях-памятниках. По бумагам – все в норме. Но когда строительные леса убирают, обязательно что-нибудь торчит, чего раньше не было.

Когда завершилось приспособление дворца великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, 8, то с Дворцового моста и Университетской набережной стало заметно, что «колпачок» на крышу все-таки посадили.

Неисторическая конструкция на крыше дома 8 по Адмиралтейской набережной.

Приспособление доходного дома Вавельберга под отель то разрешали, то запрещали, но леса на крыше в створе Кирпичного переулка подозрительны. Накрыли навесом крышу одного из корпусов лесных складов Новой Голландии, и глядь – наверху появились запасы кирпича. Зачем они там?

Недавно открылись после реставрации Никольские ряды с отелями и общепитом. Вблизи искажения не так заметы. Но если посмотреть на памятник с Лермонтовского проспекта в створе канала Грибоедова, то хорошо видно, что конек крыши поднят, пропорции здания искажены.

Совсем свежий пример. Едва закончился учебный год, как закипела работа на здании гимназии № 209, в прошлом Павловского женского сиротского института. Над всей крышей возвели надстройку высотой под два метра, человек проходит внутри  свободно.  Этот короб уже начали укутывать пластиком.

Недавно в Петербурге состоялось заседание Координационного совета по вопросам сохранения и управления объектом Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга». В нем приняли участие представители Министерства культуры, городской администрации, депутаты. Говорили о том, что Комитет всемирного наследия призывает государства-участников сообщать о намерениях разрешить на территории, охраняемой Конвенцией, значительные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на ценность объекта. Но отсутствует четкое определение того, что считать «значительными работами».

По общему мнению, надо принять уже подготовленные Министерством культуры изменения в  федеральный закон «Об объектах культурного наследия», которые определяют, кто за что отвечает, что можно и чего нельзя делать на территории объекта Всемирного наследия и его охранной зоне.

 

Комментарий

Маргарита Штиглиц, доктор архитектуры, специалист по историческим промышленным зданиям:

 – Невская бумагопрядильная мануфактура занимает видное место среди старейших фабрик Петербурга. Многоплановая композиция фабричного комплекса развертывается и фронтально вдоль набережной, и в глубину квартала. В перспективе Невы краснокирпичные громады сочетаются с ажурными фермами Большеохтинского моста и силуэтом Смольного монастыря, образуя неповторимую по зрелищности картину. Над протяженными зданиями взметнулись дымовые трубы, похожие на гигантские колонны. Эти трубы – знаковые элементы и градостроительные доминанты – носили романтические названия «Вера», «Надежда», «Любовь».  До начала 2010 года они украшали панораму Синопской набережной. Несмотря на то что комплекс производственных зданий находился под защитой государства, трубы были снесены.

Вадим Шувалов