Стив Маккэри – это легенда мировой репортажной фотографии. Широкая общественность признала его одним из лучших современных фотографов, он обладатель многочисленных наград. Человек умеющий запечатлеть радость и горе, борьбу и победу.
После окончания коледжа, где он учился на архитектурном факультете, гражданин США Стив Маккэри два года работал в местной Пенсильванской газете, а затем уехал в Индию чтобы попытать счастья в роли свободного художника. Именно там, в Индии, он научился ожиданию и созерцанию жизни. Сам он описал это так “Если подождать, то люди забывают о камере и на поверхность выплывает душа”.
Его карьера, по сути, началась в тот момент, когда он, замаскировавшись под местного жителя, пересёк пакистанскую границу и попал в подконтрольный повстанцам район Афганистана, как раз перед самым вводом туда советских войск.
Когда он вернулся оттуда с несколькими катушками плёнки вшитыми под подкладку одежды, снимки, которые он принёс с собой облетели мир. Стив был первым человеком, показавшим, как выглядит этот, так называемый конфликт. Эти снимки принесли ему Золотую Медаль Роберта Капы за заграничный фоторепортаж, награда, которую присуждают за мужество проявленное фотографами во время поиска материала, а так же многие другие награды.
После этого Стив продолжал работать в местах гражданских и межнациональных конфликтов.
В списке стран: Ирак, Йемен, Камбоджия, Бейрут, Филлипины, Балканы и Афганистан, где он работает и сейчас.
Фотографии Стива Маккэри печатались во всех крупных журналах мира, однако пиком его мастерсва считается фотография афганской девочки-беженки, это фото теперь признано одним из самых узнаваемых кадров в мире, первым его напечатал журнал National Geographic. Фотография вошла в топ сто лучших снимков напечатанных в этом журнале.
17 лет назад пуштунская девушка по имени Шарбат Гула, сама того не зная, стала очень знаменитой – ее лицо появилось на обложке американского фотожурнала “Нэшнл джиогрэфик”. Особенно выделялись ее глаза – необычно светлые с большими темными зрачками. Колорит добавляла красная шаль на плечах.
С тех пор эта фотография публиковалась бессчетное число раз – на открытках и плакатах, в журналах и фотоальбомах. Пару лет назад вышел сборник избранных фотографий “Нэшнл джиогрэфик”, на обложке которого красуется все та же Шарбат Гула.
И вот, 17 лет спустя, репортеры журнала отыскали Шарбат Гулу в Афганистане. В 1984 ей было 13 лет, сейчас, стало быть, около 30.
Фотограф Стив Маккари заметил 13-летнюю Шарбат в лагере беженцев в Насир Баге, в Пакистане. Туда она попала вместе с родственниками после того, как ее отец и мать погибли во время вторжения советских войск. “Этот портрет для меня суммировал ее душевные раны, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома”, – рассказывает Маккари.
Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и за последние годы он, в попытках отыскать Шарбат Гулу, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, “знаменитость” отыскалась – неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Чтобы избежать ошибок сотрудники журнала прибегли к разработанной ФБР технологии сканирования зрачка, который у каждого человека уникален.
Шарбат Гула вышла замуж вскоре после того, как Маккари сфотографировал ее в Пакистане, и родила четырех детей, один из которых умер во младенчестве. Наконец-то она увидела свою фотографию, но снимок ей не понравился. “Она была недовольна тем, что ее сняли в дырявой шали, – рассказывает один из управляющих “Нэшнл джиогрэфик” Дон Халькомбе. – Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой”.
Попади Маккари в Пакистан годом позже, мир вряд ли увидел бы эту фотографию – в 1985-ом Гула начала носить чадру. Сейчас Маккари сфотографировал ее в длинном женском одеянии – бурке, а затем попросил ее поднять чадру. Глаза узнаются сразу.