Историки Великобритании и Франции до сих пор оспаривают пальму первенства в вопросе, которую из этих стран следует считать родоначальницей такси. И те, и другие правы. Пассажирский извоз как таковой, безусловно, зародился в Великобритании (вспомним знаменитые лондонские двуколки — кэбы), Франция, между тем, стала родоначальницей современного автомобильного такси, так как именно здесь были заложены традиции и созданы узнаваемые по сей день каноны этого вида бизнеса.
Предшественники автомобильного такси – конные экипажи (кэбы и фиакры)
Итак, первые организованные платные перевозки пассажиров в населенных пунктах начали осуществляться в Великобритании в XVII веке. В 1639 году корпорацией коучменов была учреждена лицензия на извоз. Сначала экипажи были достаточно громоздкими, открытыми и четырехколесными — они назывались хэкни (hackney — разъездная лошадь). На зиму некоторые особенно заботливые кучера натягивали над повозками тент.
В середине ХVIII века частный извоз появился и во Франции, когда некий предприимчивый француз основал постоялый двор конных экипажей. Почти все эти повозки имели закрытый кузов и оснащались тремя рядами сидений, на которых пассажиры располагались лицом друг к другу (иногда — в направлении движения), а на отдельном переднем сидении восседал возница. Такие повозки — фиакры — стали первыми в мире многоместными наемными общественными экипажами. До этого в Европе вместительные кареты принадлежали только вельможам и помещикам.
В XIX веке (1840-1845 гг.) в Лондоне в обиход ввели более маневренную двухколесную открытую повозку — кабриолет, сокращенно — кэб. Впоследствии появились двух- и трехместные кэбы с закрытой кабиной, а рабочее место возницы переместилось назад и вверх, откуда проще было разглядеть номера домов, когда вокруг царил знаменитый английский туман. Англичане, известные своим традиционализмом, отказались от конных экипажей – кэбов, только в середине XX века. Разумеется, автомобильное такси к тому времени уже очень активно развивалось в Великобритании, однако последний лондонский конный кэбмен сдал свою лицензию только в 1947 году.
Начало эры таксомоторов
В 1896 году французский автомобильный клуб провозгласил, что “столице мира” были бы очень к лицу моторизованные фиакры — без лошадей. Сказано — сделано: с фиакра сняли оглобли, установили сзади бензиновый двигатель, а возле сиденья кучера — рулевую колонку и рычаги управления. На первых порах затея не имела успеха, потому что никак не могли решить, по какому тарифу оплачивать проезд и труд шоферов, да и штучно производимые машины стоили недешево. Изобретенный в 1905 году счетчик — таксометр — в известной степени утихомирил споры. От него пошло название нового вида транспорта — таксомоторы или такси.
Компания “Renault” первой стала серийно выпускать автомобили, специально приспособленные к таксомоторной службе. Окрашенные в красный и ярко-зеленый цвет, они заметно выделялись среди других, в большинстве черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения. Особым было и устройство кузова. Его пассажирское отделение напоминало закрытую карету фиакра, а водитель, подобно кучеру, сидел в открытой передней части. Считалось, что шофер должен быть отделен от пассажиров ради их удобства и иметь полную свободу обзора и общения с пешеходами, возницами, полицейскими и другими водителями. И то верно: зачем шоферу слышать разговоры своих пассажиров, а пассажирам — его перебранку в толчее переполненных автомобилями и конными повозками улиц. Устройство такси повлияло и на облик водителей, форма которых уже тогда отличалась своеобразностью. Одеты они были в длинные непромокаемые наглухо застегнутые кожаные пальто и фуражки военного образца.
Популяризации такси во Франции способствовал такой исторический факт. Во время Первой мировой войны, осенью 1914 года, немецкие войска коварным броском прорвали французскую оборону и пошли на Париж. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. И тогда были “мобилизованы и призваны” парижские такси. За одну ночь около 1200 такси перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием “марнские такси”. О них тогда говорили так: “Если гуси спасли Рим, то Париж спасли таксомоторы”. Статуэтки марнских такси в свое время были выпущены миллионными экземплярами, их рисунки украшали столовые клеенки, пивные кружки, пепельницы, точилки для карандашей; автомобилю была посвящена специальная почтовая марка, сегодня ставшая раритетом.
С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. В каждой стране при этом в качестве такси использовались различные марки автомобилей – такси разных стран отличались внешним видом, цветом, приобретая свой стиль, связанный с национальной культурой.
Если во Франции прообразом моторизованных такси стали конные фиакры, то в Великобритании одним из самых популярных в Лондоне такси на протяжении четверти века (до 1932 года) был кэб марки “Unic” (кстати, французского производства), во внешности и стиле также сохранивший много общего с конными кэбами.
История современного лондонского такси восходит к далекому 1958 году, именного тогда на свет появился знаменитый Austin FX4, который и сегодня можно встретить на улицах Лондона. Именно этот автомобиль со временем стал для всего мира олицетворением английского такси. Легендарная машина 39 лет сходила с конвейера в различных модификациях, одних только двигателей на FX4 устанавливалось семь! Производители FX4 — скооперировавшиеся Austin, Mann и Overton признавали, что модель не лишена недостатков. Но обновления модельного ряда так и не произошло по причине отсутствия финансовых резервов на разработку и выпуск нового кэба. Компания Carbodies в 1982 году выкупила производство FX4 и собирала эту модель под торговой маркой LTI (London Taxis International) до 1997 года. Обновленная модификация FX4 носила имя Fairway. Двигатели и трансмиссии для нее имели клеймо Nissan. Всего было выпущено более 75 000 FX-4, такие такси сегодня составляют около 80% всех кэбов Соединенного королевства.
Стоит упомянуть еще одного производителя кэбов — Winchester Automobiles. С 1963 по 1972 год компания производила автомобили такси с кузовом из композитных материалов. Именно эту технологию использовала впоследствии фирма Metro-Cammell-Weymann, когда создавала в 1987 году свой “стекловолоконный” Metrocab. Именно на таком ездили по Москве участники телешоу “Такси” на канале ТНТ.
В дальнейшем LTI были созданы более современные модели (на фото), последняя модель TX4 (на фото — первая). Технические характеристики лондонского такси также, как и уровень комфорта — неплохие: 2,5 л. дизель, автоматическая коробка передач, АБС, ЕСП и т.д.
Английские такси — автомобили необычные во всех отношениях. Срок эксплуатации, предусмотренный производителем, — 10-12 лет, пробег — 800 000 км, и это при жесткой непрерывной эксплуатации. Реально же английские кэбы ходят по миллиону километров, многие служат уже более 25 лет.
Лицензию на частный извоз в Лондоне уже четыре столетия выдает полиция, срок — три года. К лицензии прилагается номерной жетон, автомобилю же достается специальная табличка с номером лицензии и указанием количества пассажиров, которое он вправе перевозить за раз. Также лицензия дает право подбирать клиентов на улице. Далеко не все компании такси имеют такую возможность — дешевле получить право организовать заказ такси по телефону. Такой кэб ни за что не остановится, если вы голосуете на дороге, ведь это чревато большим штрафом и потерей лицензии.
Чтобы получить право на извоз, недостаточно заплатить большие деньги, надо еще выдержать сложный экзамен на знание Лондона и его улиц. Большинство лондонских кэбменов настолько хорошо знают город, что и не думают пользоваться услугами GPS-навигатора — им оснащены всего 2-3% лондонских такси. Вплоть до 80-х годов прошлого века все английские такси были черного цвета. Сегодня эта традиция ушла в прошлое. Лондонские такси не только окрашены в разные цвета, но и без стеснения носят на бортах яркую рекламу.
Первые такси – автомобили желтого цвета — на Американском континенте появились в Нью-Йорке. Увеличению количества машин на улицах США в значительной степени помогла мафия — именно организованные преступные группировки курировали большинство таксопарков и были заинтересованы в их росте. К тому же в Америке в годы сухого закона такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. Тогда не было более надежного, чем такси, транспорта для перевозки запрещенного спиртного. Полицейские ни в чем не подозревали таксистов, а вместительные машины, похожие скорее на микроавтобусы, тем временем перевозили сотни бутылок с алкоголем.
Первый российский наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 года. В Москве первый таксомотор вышел на линию 1 сентября 1907 года.
С 1908 года таксомоторы появились во всех крупных городах России, однако таксопарк провинциальных городов не превышал 30 автомобилей. Только в обеих столицах — Санкт-Петербуре и Москве пассажирские перевозки на таксомоторах имели массовый характер. Уже в 1910 году в Санкт-Петербурге на линии работало 217 таксомоторов, в 1911 году их стало 296, в 1912 — 380, в 1913 — 328, а к лету 1914 года в столице было зарегистрировано 403 такси. В эксплуатации находились таксомотoры 30 различных марок, преобладали недорогие, но качественные французские машины “Charron” и немецкие “Opel”. В 1913 году таксомоторные перевозки в Петербурге были уже отлично организованы, в городе имелись многочисленные стоянки такси, была создана центральная диспетчерская служба с возможностью вызова такси по телефону, таксомоторы работали круглосуточно.
С началом Первой мировой войны в 1914 году была произведена мобилизация в армию как водителей, так и пригодных к военной службе автомобилей, количество таксомоторов в столице стало сокращаться, к 1917 году их оставалось около 200 единиц.