Итоги 2009 года: что Петербургу удалось выполнить, а что – нет

Власти Северной столицы в начале года как всегда строили множество планов. Правда, масштабы этих намерений в связи с кризисом пришлось в значительной мере урезать. И все равно множество полезных дел по разным причинам осуществить не удалось. Давайте разберемся, что именно.

           Мегапроекты оказались не “мега”

В 2009 году планировалось открыть целый ряд важных для города объектов: “рыбную” биржу, особую экономическую зону “Нойдорф” и круизный порт. Однако исполнились эти планы пока только формально.

“Рыбная” биржа должна была составить конкуренцию посредникам на рыбном рынке и привести к удешевлению продукции. Судя по ценам в магазинах, эту задачу выполнить пока не удалось. Открыли биржу еще в конце августа – тогда были объявлены первые торги. Правда, на продажу выставили только один лот – 320 тонн рыбных продуктов на общую сумму 5,4 миллиона рублей. Согласно последнему сообщению СМИ, которые следили за торгами, покупателя этому лоту не нашлось, а другие участники рынка, увы, не торопятся воспользоваться новым способом продаж.

Круизный порт на намывной территории Васильевского острова, который планировалось запустить в 2009 году, принял первый лайнер еще в прошлом году, но нормальная навигация для него началась только в мае 2009-го. Правда, особой популярностью новый порт пока не пользуется: рассчитанный на 1,5 миллиона пассажиров в год, за нынешний сезон – с мая по август – он принял всего 200 тысяч туристов на 117 судах. Может быть, дело в том, что порт готов еще не до конца – сдать все сооружение собираются только в 2011 году.

Особая экономическая зона “Нойдорф” тоже действует пока далеко не в полную силу. Еще недавно планировалось, что в 2009-м в “Нойдорфе” заработает бизнес-инкубатор для малых инвестиционных предприятий, однако на сегодняшний день мы имеем лишь обещание вице-губернатора Михаила Осеевского, сделанное в октябре, о том, что “первая площадка ОЭЗ заработает до конца года”. Причем речь идет не о бизнес-инкубаторе, а об административно-деловом центре, площади которого арендаторы начнут занимать только в следующем году. Готовность ОЭЗ руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу Юрий Михайлов оценил в 85 процентов. Он уверяет, что первые три инновационные компании готовы к заселению. Михаил Осеевский надеется, что арендаторы быстро освоят площади внедренческой зоны, ведь цена за квадратный метр установлена фантастически низкая – всего 120 рублей в месяц! Правда, он оговорился: “Цены будут постепенно расти, ибо постоянная халява развращает”.

Другой питерский мегапроект, который в этом году должен был войти в завершающую стадию, похоже, вновь отложен на неопределенный срок – “Новая Голландия”. В ее реконструкцию уже вложено 70 миллионов долларов, а работы так и не ведутся из-за судебных тяжб инвесторов.

Еще одно громкое начинание властей – выселение барахолки с Апраксина двора – тоже не увенчалось успехом. Показательное выселение торговцев началось весной, однако они и поныне оккупируют “Апрашку”. Причем чувствуют себя там очень вольготно. Не далее как пару недель назад принародно резали на рынке баранов на Курбан-байрам, чем вызвали возмущение широкой немусульманской общественности.

           Ни ремонта, ни театра

Главное фиаско года – строительство второй сцены Мариинского театра, которое неожиданно прекратилось, потому что Главгосэкспертиза обнаружила в печально известном проекте Доминика Перро 400 ошибок. Из-за них построить здание просто невозможно. Вложенные в ошибочный проект бюджетные миллиарды оказались выброшены на ветер. Сейчас выбран новый проект Маринки-2, сообщается даже, что здание уже поднялось на 5 метров над землей. Сдать вторую сцену планируется в 2011 году, однако кто гарантирует, что новый проект не постигнет участь Перро?

Театрам, открытие которых намечалось на 2009 год, вообще не везет. Напомним, в прошлом году Валентина Матвиенко пообещала, что в 2009-м откроются три новых театра – новое здание Театра “Буфф“, отреставрированный деревянный Каменноостровский театр и новое здание Молодежного театра на Фонтанке. Из трех обещанных губернатором театров открылся только один – Каменноостровский. Члены делегации ЮНЕСКО, посетившей наш город в мае, даже выразили восторг по поводу его отреставрированного вида.

Реализация остальных проектов задерживается. На прошлой неделе стало известно, что новое здание Театра “Буфф” находится на “завершающем этапе строительства” – о дате его открытия пока не говорят. Что касается нового здания Молодежного театра на Фонтанке, на официальном сайте театра обещают презентовать его в июне 2010 года.

В очередной раз отложена и реконструкция БДТ, которой театр ждет уже 40 лет. Ее планировали начать после юбилея театра, то есть в этом году. К круглой дате должны были подготовить всю проектную документацию. Однако дело застопорилось, и еще на прошлой неделе директор БДТ Борис Контребинский грустно сообщил, что реконструкция начнется не раньше 2011 года. Но буквально через пару дней в ситуацию лично вмешался Владимир Путин, и в результате ремонт начнется в 2010 году.

Строительство еще одного культурного объекта – нового стадиона для футбольного клуба “Зенит” на Крестовском острове, – которое изначально планировалось завершить в 2009 году, тоже откладывается. Последние данные – стройка закончится к ноябрю 2010 года, да и то не факт, потому что сейчас генподрядчик отстает от графика на месяц.

Повезло только Президентской библиотеке – она открылась, причем, к удивлению горожан, целых два раза: один раз в День города – для президента; второй раз – в День знаний – для студентов.

           Станций – больше, удобств – меньше

Петербургская транспортная система разрослась. Правда, в основном на бумаге. Например, в городском метро с помпой запущена новая ветка – Фрунзенский радиус.

Ради того, чтобы красиво нарисовать ее на карте, метрополитеновцы разрубили оранжевую ветку пересадочной станцией “Спасская”, чем значительно усложнили жизнь жителям озера Долгого. Теперь им нужно дольше добираться до многих мест исторического центра: чтобы доехать до  Ладожского вокзала, необходимо сделать пересадку, а чтобы доехать до Московского вокзала – даже две. Если закрыть глаза на появление новых подземных вестибюлей на уже имеющихся станциях, то с точки зрения расширения транспортной сети Фрунзенский радиус дал только одну новую станцию – “Волковскую”. Но до нее мало кто ездит.

Конечно, 26 декабря нам обещают открыть наземный вестибюль станции “Звенигородская”. Однако принципиально в схеме движения это ничего не изменит.

На поверхности транспортных проблем тоже добавилось. К юбилею города открылся Лазаревский мост – он соединил Петроградскую сторону и Крестовский остров. Однако не очень понятно, кому он нужен. Конечно, жителям Крестовского и посетителям немногочисленных спортивных объектов стало лучше. А вот для автомобилистов, которые каждый день ездят через набережную Адмирала Лазарева на Васильевский остров, стало хуже – одним светофором и узким местом больше.

А вот строительство Орловского тоннеля, который должен был радикально разгрузить центр города от пробок, отложено до 2011 года – из-за кризиса. 

           Без казино, но с загранпаспортами

Социальные проекты удались куда лучше, чем мегастройки. Например, в этом году на улице Красного Текстильщика, 10/12, открылся Единый центр документов (ЕЦД), который спасает петербуржцев от очередей. В районных ОВИРах люди тратят на сдачу документов целые дни, а в ЕЦД – всего полчаса. Так же оперативно в центре можно оформить и другие государственные документы.

Кроме того, власти исполнили мечту многих горожан – капремонт жилых домов. В этом году отремонтировали на 467 жилых многоквартирных домов больше, чем планировалось. В начале года на ремонт 1200 домов выделили 4,8 миллиарда рублей. Однако в результате конкурса удалось сэкономить больше 1 миллиарда рублей. Эти деньги власти недолго думая потратили на капремонт еще 467 домов. Таким образом, в 2009 году установили похвальный рекорд – отремонтировали больше 1600 зданий. Воодушевившись, власти решили в наступающем году пойти на новый рекорд – отремонтировать 2 тысячи домов. На это выделят порядка 6 миллиардов рублей.

Наконец, Смольному удалось сделать даже то, во что никто не верил: с 1 июля в Петербурге действительно закрылись все казино