Из-за чего поругались Татьяна Толстая и Божена Рынска

Две известные российские блоггерши – писательница Татьяна Толстая и журналистка Божена Рынска устроили настоящий ЖЖ-скандал по весьма незначительному поводу. Дамы поругались из-за кастрюльки гречки, принесенной Татьяной Никитичной Божене два года назад, и куска сыра, про который так и не известно – был он на самом деле или нет.

       Татьяна Толстая и Божена Рынска ведут блоги уже по несколько лет. Причем если Божена “постит” регулярно, то Татьяна в последнее время подзабросила своих френдов. Обе они никогда за словом в карман далеко не лезли, и на радость своим поклонникам часто писали провокационные тексты, но друг с другом публично не дискутировали. И вот во время своего “дежурства” в сообществе dewarist, Божена написала текст “Варварин спрос” о своем отношении к навязчивым человеческим просьбам, ставший продолжением статьи “Волчьи котлетки” об эгоизме как образе жизни, активно обсуждавшейся месяц назад.

По мнению светской обозревательницы, просить о помощи друзей и знакомых часто бывает неприлично, тем более, если то же самое можно сделать самому за деньги – зачем беспокоить людей? В большом посте она подробно описывала примеры человеческой наглости. Только вот вывод сделала довольно резкий. Согласно ее заключению, предельной наглостью отличаются люди необразованные и не имеющие высокого происхождения: “любой человек приличного, не низкого происхождения, чувствует, почему в этой ситуации НЕЛЬЗЯ спросить (речь идет о неуместной просьбе – прим. ред.). Это неприличный спрос. И если человек не понимает, не чувствует этого – он скобарь. “Скобари понаехали”, – говорила моя прабабушка, когда после войны Ленинград засели выходцами из Псковской области, и вели себя эти выходцы соответствующе. Хотела сказать: “Деревенское происхождение”, но обидеть всю деревню было бы неправильно. <…> Так вот, бить их или спокойно отказывать? Уверена, – бить! Дабы неповадно было. Человек должен быть человеком, а не свиньей, и при любых свинских движения в твой адрес надо резко свинью одергивать. Так ты делаешь мир лучше и чище. Безнаказанность дозволят свинство, и именно с непротивления начинается дисперсия свинства в природе”.

И вроде бы все ничего – пост получился интересным, наполненным жизненными примерами и даже логичным. Более того, к диалогу приглашал как минимум пассаж о псковичах, а это уже обсуждение, скандал, рейтинг… Но неожиданно Божена получила отклик от самой Татьяны Толстой, которую она упомянула в тексте всего в одном предложении, подводящем итог истории о том, что не нужно оплачивать чужие счета: “Вот это “как-то неудобно” у себя в комментариях Татьяна Толстая назвала “у вас низкая культура отказа””. Таким образом, Рынска без спроса записала Толстую в свои единомышленники. Ничего предосудительного в этом нет, как впрочем и повода устраивать скандал, но видимо сам контекст Татьяну Никитичну не устроил – судя по всему, у нее на это была другая точка зрения, о чем она поспешила сообщить Интернет-общественности.

Татьяна Толстая не стала сочинять ответную запись. Вместо этого она оставила комментарий к записи блоггера no-nine, критиковавшей Божену. В обсуждении Татьяна Никитична написала:
“Я ответила ей там (комментарием к записи Рынски – прим. ред.). Не знаю, виден ли мой ответ – у них модерация – или его вижу только я, но вот он, если что:

Шаги командора
Божена, зачем поминать меня всуе? Цитировать бесплатно (вы же любите, чтобы все было оплачено) и делать сообщницей в этом не очень-то красивом посте? Псковских обижаем? Ну-ну. Низкое происхождение, значит?

Тогда напоминаю. В марте 2008 года вам прооперировали косточку на ноге, и вы послали в сеть жалобный стон о том, что вы дома сидите без лекарств, и вам не выйти на улицу. Я живу по соседству, и мне вас стало жалко.
Жалею обезноженных. Напрасно, наверно.

Я написала вам и предложила помощь, хотя мы с вами знакомы только через ШЗ. Принесу, мол, вам лекарства, хотите? Вы захотели. Я записала, сколько чего. Не успела я выйти из дома – вы попросили купить еще и хлебца черненького. Не жалко, хлебца так хлебца. Не успела я просчитать маршрут – так, сначала аптека, потом булочная, – как вы пишете вдогонку: еще и такого-то лекарства прихватите, очень надо. Отлично, хорошо что еще не вышла. Обменялись мобильными номерами.
Тогда вы позвонили и попросили – раз уж я встала с дивана – еще и сыру “Маасдам” полкило. Отчего же не сделать крюк и не потащиться за сыром? Потащусь, думала я.
А потом вы еще раз позвонили и попросили сварить вам гречневую кашу. И я, Божена, отложила дела и СВАРИЛА ВАМ ГРЕЧНЕВУЮ КАШУ. И принесла. Жаль, путь до вас был недлинный, какой-нибудь километр пешим ходом. Совсем не тяжело было чемодан тащить. Шла и смеялась, гадала: что еще вам захочется, чтобы я сделала? Сварила суп? Отнесла вещи в чистку? Передержала собаку?

Еще не доев эту кашу, вы стали просить у меня мою домработницу. Помните? У меня все ходы записаны.

Пушкин Ал. С., Божена, псковской житель не самого высокого происхождения (не Мусин, сам признавался) как-то написал “Сказку о рыбаке и рыбке”. Наверняка читали? Хорошая вещь.

Ну вот, а меня попусту цитировать не надо. Вам может не понравиться пожатье каменной моей десницы”.

Видимо “наезд” именитой писательницы пришелся Божене не по душе, и она приняла решение атаковать, пока не поздно. Рынска. Известная в блогосфере под ником Беки Шарп, среагировала очень оперативно, обвинив Толстую во лжи:

“А вот и доказательства вранья Толстой подоспели. Как хорошо, что я сохранила нашу переписку с Татьяной Толстой времен моей операции на ноге. Вот привычка хранить чеки и письма, а. А Татьяна – соврала, да еще и сделала подлость. <…> Из переписки видно следующее. Татьяна дружилась со мной после поста о пирогах и переписывалась на моей ЖЖ территории. Когда я обезножила … Татьяна написала и сама вызвалась принести мне лекарства. И потом написала: “может, вам чего сготовить? Не стесняйтесь”.

Жила я тогда очень бедно, квартира у меня была без кухни. Сама я себе сготовить ничего не могла. И я согласилась на предложение “сготовить”.

Мне тоже показалось странным, что Толстая хочет мне помочь, зайти. В этом чувствовалась какая-то корысть, какой-то расчет. Тогда я не поняла какой, озадачилась. Но тем не менее, была очень благодарна за помощь.

Далее, зашла Толстая ко мне 8 марта. Это видно из письма. Письмо про домработницу – 23 марта. 8 марта Татьяна рассказывала, что у нее замечательная домработница, и 23 марта, когда выяснилось, что моя – уезжает, я ей и написала. Так что – насчет “сразу просить домработницу” – вранье. Поздравляю вас, гражданка соврамши.

Насчет сыра масдам – тоже вранье. У меня приезжал шофер от Гаухар Мансуровой и забил мне холодильник всяческой жратвой, включая сыр. Не было только горячего – каши, и хлеба. Никаких следов сыра в переписке нет.

Далее, надеюсь, Татьяна не будет врать дальше и признает, что я сразу сама предложила и отдала ей деньги за лекарства и черный хлеб. За гречку – да, предложить не догадалась. Ждите скриншотов, эта переписка жила у меня в папке “Любимые письма””.

Далее Божена целый день последовательно делала скриншоты из своих писем и выкладывала их в журнале, вымарав при этом все лишнее. За день светская обозревательница опубликовала 7 писем, из которых стало ясно, что Толстая немного приукрасила историю, победоносно гремя в блогосфере “сапогами командора”.

В результате скандала, который, впрочем, ни к чему не ведет, каждый остался при своем. Во всей этой истории ни одна из сторон конфликта симпатию не вызывает. Солидная писательница в образе матери Терезы, в 2008 году исполнявшая все капризы малознакомой журналистки, явно ругалась не по делу – если бы она взялась критиковать позицию журналистки – это одно, а выносить историю из частной жизни на всеобщее обозрение – это другое. Поведение склочной Рынски, собирающей все чеки за последние несколько лет, и убившей целый день на то, чтобы доказать, что Толстая не принесла ей сыра, и вовсе вызывает недоумение.

К сожалению, за сырно-гречневыми разборками потерялась суть возникшего противоречия – нужно ли помогать людям и соглашаться помочь в ответ на любую их просьбу, или отвечать отказом, если дело не касается вопросов жизни и смерти? И главное – где грань между допустимой нормами приличия просьбой, и откровенной наглостью?