К 2015 году сточные воды Петербурга начнут очищать лучше европейских стандартов

На стыке Арсенальной улицы и Арсенальной набережной землю кормили гигантскими таблетками. Цилиндрические белые пилюли, под 4,5 метра диаметром и около 50 тонн весом каждая, одна за одной опускали в тоннель на тросах при помощи крана грузоподъемностью в 300 тонн. Прохожие ничего не понимали. Не знали они, что таблетки предназначены для излечения города от очень вредной привычки – выливать грязную воду в чистую.

    – Где бы мы ни работали, местные жители спрашивают примерно одно и то же: вы метро копаете, рядом с нами новая станция будет? – рассказывает Дмитрий Вихорев, мастер участка.

И каждый раз приходится объяснять – нет, не метро. Хотя техника используется похожая – примерно таким же горнопроходческим щитом германской компании “Херренкнехт” бурит сейчас “Метрострой” наклонный вход на станцию “Обводный канал”. Опускаемые в землю таблетки – части щита, их всего 4, включая режущую часть и т.н. “эректор”, который укладывает и собирает вокруг пройденного тоннеля части железобетонных колец. На этот раз, на берегу Невы в районе Арсенальной улицы компания “Струйные технологии и строительство” (СТИС) по заказу ГУП “Водоканал” строит последний и самый трудный участок Главного канализационного коллектора Петербурга. Проще говоря, укрепленный металло-бетонными кольцами тоннель, по которому будет течь вода, обогащенная всем тем, что еженощно и ежечасно производит каждый житель Петербурга. Всем тем, что для многих из нас и является единственным следом, который оставим на земле.

Но не все петербуржцы таковы. Сотрудники “Водоканала” оставят на земле нечто более вечное. Проект Главного канализационного коллектора был утвержден в далеком 1989 году. Цель очень простая – перестать сбрасывать в Неву неочищенные воды.

 Планировалось завершить строительство Главного канализационного коллектора к 1999 году. Так и было сделано. В середине 90-х строительство почти прекратилось, но только для того, чтобы вновь продолжиться уже в 2001-м. Две на первый взгляд трубы (на самом деле это довольно сложное гидротехническое сооружение) протянутся вдоль Невы на протяжении 12,2 км. С юга на север. Тоннель наклонный – сточные воды будут течь только под силой гравитации, чтобы не расходовать лишних средств из бюджета. Идея принадлежит Петру I и применялась при строительстве фонтанов в Петергофе. К сожалению, обладая незаурядной инженерно-технической подготовкой, царь думал только о развлечениях. Потребовалось более 300 лет реформ и революций, чтобы к управлению Петербургом пришли люди, заботящиеся не только о жителях своего города, но и о здоровье корюшки, обитающей в территориальных водах стран Европейского Содружества.

Программа с запоминающимся названием “Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга”, финансируется за счет бюджетов СПб и РФ, а также – кредитов крупных европейских банков, которые берет “Водоканал” под свою репутацию. Так в 2009 году это учреждение получило согласие на кредиты в 25 млн евро от Северного инвестиционного банка, в 17,5 млн евро – от Европейского банка реконструкции и развития и еще на 17,5 млн евро – от Европейского инвестиционного банка. Все кредиты выданы на 15 лет без гарантий от города (обычно, когда строится объект городской инфраструктуры, кредиторы такие гарантии требуют). Возможно, потому, что генеральному директору “Водоканала” Феликсу Кармазинову верят больше, чем целому городу. Еще 40 млн евро безвозмездных грантов выдали различные европейские институты, озабоченные экологией.

В результате большая часть Главного канализационного коллектора уже построена. Готова 1-я ветка, заканчивается строительство второй – ветки-дублера, проходящей параллельно первой. Дублирование нужно на случай аварий и плановых ремонтов. Даже если одна ветка полностью выйдет из строя, что в принципе невероятно, сброса неочищенных вод в Неву не будет. 

К 2011-му строительство коллектора должно быть закончено, а к 2015 году 98% всех сточных вод Петербурга будет очищаться лучше, чем по европейским стандартам.

Работа на самом сложном участке, протяженностью 1,2 км, вдоль Невы, от Арсенальной ул. до Финляндского вокзала началась на прошлой неделе, когда в уже подготовленную вертикальную скважину глубиной 70 м по частям опустили проходческий щит. Теперь его собирают. Что же будет, когда щит начнет вгрызаться в толщу? Содрогнуться от вибрации окружающие дома?

– Мы уже делали такие проходки, и местные жители даже не заметили, – рассказывает Дмитрий Пасько, механик участка. – Так будет и на этот раз. Мы опускались в шахту и проверяли. Звук не слышен даже на глубине 12 метров.

Разнося это радостное известие, я обошел все окрестные строения. Жилых домов непосредственно над участком проходки не оказалось – только Центр планирования семьи, Детская областная клиническая больница, Учреждение ИЗ-47/1 ГУИН Минюста России по СПб и ЛО (известно как “Кресты”), Медсанчасть № 70 “Пассажиравтотранса”, строительство офисного здания “Балтнефтепровода” на месте снесенной школы, и, наконец, администрация Калининского района, где и без меня все прекрасно знали.

По плану щит будет пробуривать 12 метров в сутки и через 4 месяца закончит проходку, но на самом деле скорость прохождения сложного участка (а он на пути имеется) непредсказуема, рассказали нам мастера. Есть уверенность только в том, что в течение 2010 года все будет готово.