13 июля 2024 на официальном сайте Газпрома был размещен релиз, вводный абзац которого гласит: «По инициативе и при поддержке ПАО «Газпром» в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» будет реконструирована летняя Катальная горка — часть грандиозного комплекса, возведенного в Ораниенбауме по проекту Антонио Ринальди во второй половине 18 века».
Эта идея родилась, вероятнее всего, во время посещения 11 июля президентом РФ В. Путиным Ораниенбаума, в том числе Китайского дворца и павильона Катальной горы. Президента сопровождали министр культуры О. Любимова, председатель правления Газпрома А. Миллер, губернатор А. Беглов. Пояснения давал директор ГМЗ «Петергоф» Р. Ковриков.
При чтении релиза возникает принципиально важный вопрос: что понимать под словом «реконструкция»? В русском языке оно имеет несколько значений:
1) Коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования.
2) Восстановление, воссоздание первоначального вида, облика чего-либо по остаткам, письменным источникам и т.п.
3) Историческая реконструкция, не затрагивающая реально существующего объекта (графическая, макетная, мультимедийная, игровая и т.д.).
Первое значение в нашем случае, надеемся, отпадает по причине очевидного варварства по отношению к охраняемому объекту. Последнее, очевидно, тоже – прекрасный макет и трехмерная визуализация уже демонстрируются в цокольном этаже павильона. Таким образом, речь в релизе скорее всего идет о воссоздании скатов и колоннад в натуре, благо исчерпывающая иконография – чертежи П.А. де Сент-Илера – сохранились в архиве ГМЗ. На это указывают и трактовки релиза в других СМИ, и склонность Газпрома к гигантизму, невзирая на исторический образ Санкт-Петербурга (кластер небоскребов Лахта-центра, стеклянные «утюги» Охта-центра, проект строительства новой колокольни Смольного). Справедливости ради принесем этой компании благодарность за поддержку реставрации интерьеров Китайского дворца, что произошло без потерь благодаря правильно выбранной ГМЗ «Петергоф», прежде всего хранителем дворца Т. Сясиной, научно-методической позиции.
Так вот: воссоздавать колоннады и скаты Катальной горы категорически нельзя по следующим причинам.
Прежде всего, это войдет в противоречие с общепризнанными международными актами по охране культурного наследия, в том числе с Венецианской хартией, вобравшей в себя мировой опыт достижений и ошибок в сфере реставрации. Так, в статье 15 хартии, прямо сказано: «Всякая реконструкция должна быть исключена изначально. Может быть допущен только анастилоз, т.е. возвращение на свои места сохранившихся, но разрозненных фрагментов…». Еще важнее положения статьи 11: «Наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не представляют интереса…».
Решившись на комплексное воссоздание Катальной горы вне культурного и пространственного контекста, мы лишимся временнóго пласта середины XIX в. Тогда, по воле новой хозяйки Ораниенбаума великой княгини Елены Павловны, создавшей пейзажную концепцию культурного ландшафта Ораниенбаума, после сноса руин колоннад и скатов занимаемая ими территория получила новый образ, хранящий память о былом великолепии екатерининской эпохи.
В 1859–1861 гг. на месте разобранных колоннад была устроена широкая эспланада, обсаженная рядами деревьев. Отсюда до сих пор открывается эффектный вид на павильон Катальной горы с перспективой из высоких стройных елей – живое воспоминание о существовавших здесь колоннадах. Продолжение дорожки от эспланады до Китайского дворца перестало быть ступенчатым, в соответствии с новой пейзажной идеей его выполнили в виде лекальной кривой.
В случае воссоздания колоннад (с непременным сносом вышеупомянутых елей) пострадает не только композиция середины XIX столетия, которая давно стала органичной частью Собственной дачи. Неминуемо возникнет соблазн «вернуть на место» снесенные также за ветхостью увеселительные домики и другие сооружения, и в результате ансамбль превратится в обширный фальсификат, сочетающий подлинные и новодельные элементы, никогда не существовавшие одновременно (вспомним о Китайской кухне и Перголе 1850-х гг.). Такая трагедия уже произошла в наше время с петербургским Летним садом.
Вместе с тем подлинность и целостность – главные достоинства Ораниенбаума. Именно о его подлинности вспоминают прежде всего, говоря о защите Ораниенбаумского плацдарма нашей армией и флотом. По сравнению с другими императорскими резиденциями в окрестностях Санкт-Петербурга, военные разрушения в Ораниенбауме были минимальными. Его ансамбли сохранились подлинными и целостными, со всеми культурными наслоениями XIX– начала XX вв. Принцип сохранения последних был положен в основу успешно реализованного проекта реставрации Большого дворца.
Если Газпром хочет сделать очередной вклад в возрождение Ораниенбаума, то вот два ансамбля, которые по-настоящему требуют реставрационного вмешательства. Первый – ансамбль Нижних домов середины XVIII в. (арх. Ф. Растрелли). Он, в сочетании с воротами на шоссе, формировал парадный въезд в Ораниенбаум со стороны Санкт-Петербурга. В 1936-1937 гг. ансамбль был искажен: центральное здание парников утратило завершение срединного объема и восточного крыла, ворота были снесены. Удивительно, но в ходе недавнего ремонта Нижних домов не было сделано даже попытки их реставрации! Добавим, что напротив, через дорогу – место бывшего первого, деревянного, дома А.Д. Меншикова, с сохранившимся прудом начала XVIII в.
Второй ценнейший ансамбль располагался на нижней террасе прямо напротив павильона Катальной горы. Это возведенные в 1821-1822 гг. по проекту В. Стасова казарменные комплексы – 6-й гвардейской инвалидной роты, состоявшей из ветеранов войн с Наполеоном, которые несли охрану дворцов и парков, и второй, предназначенный для садовых учеников и мастеровых, обслуживавших хозяйство имения. Четкий ритм, стилевое и масштабное единство делали казармы достойным дополнением ансамбля Верхнего парка.
Уникальный, единственный в Санкт-Петербурге и окрестностях деревянный ансамбль при поддержке КГИОП (!) снесли в 2010-2011 гг. На его месте были возведены примитивные коттеджи, недостойные и непрошенные «соседи» архитектурного шедевра Ринальди.
Реставрировать и регенерировать вышеозначенные памятники и территории Ораниенбаума – вот методически безупречная задача для Газпрома с его административными и финансовыми ресурсами.
Сергей Горбатенко,
эксперт по культурному наследию,
автор книги “Архитектура Ораниенбаума” (2014, 2022)