Как Александру III не давали тыкать пальцем в котлетку

10 марта 1845 года родился Александр III. Многие – по недомыслию – считают, что родиться принцем – это счастье. Не нужно верить устоявшимся штампам. Родиться принцем – это несчастье.

Александр III, будучи уже взрослым человеком, называл свое детство «отвратительным воспоминанием». А также уверял, что «почти не было у него хороших воспоминаний отрочества».

И удивляться тут нечему. Лето 1849 года. Будущему императору Александру III четыре года. Распорядок дня у него такой. Подъем – в семь утра. Прогулка по саду. Встреча с дедушкой – Николаем I. Перед ним нужно было вытянуться «во фронт», снять фуражку и получить от дедушки поцелуй.

После девяти утра – занятия с унтер-офицером Хреновым. Маршировка и ружейные приемы. После одиннадцати – генерал Зиновьев обучал детей артиллерийской стрельбе. Пушки были маленькие и заряды половинные, но дети все равно пугались. А вволю напугавшись, шли обучаться чтению и письму. В семь вечера начинался час, который дети проводили с матерью. А в восемь вечера – отбой.

Прямо скажем, спартанское воспитание. А в семь лет начиналась настоящая учеба. Гимназический курс плюс военное дело по программе кадетских корпусов.

У Александра III была проблема. Которая заключалась в том, что он не должен был стать Александром III. Поскольку не являлся старшим сыном Александра II. Старшего звали Николай. Он умрет в 21 год.

Но пока что Николай Александрович жив. И он обучается отдельно от младших братьев. Все лучшие учителя достаются ему. А младших – Александра и Владимира – учат обычные учителя из гимназий.

Так происходило потому, что у Александра II тоже была проблема. Вернее – комплекс. Его младший брат – Константин Николаевич – оказался более образованным, чем он. А это непорядок. Император должен быть самым умным и самым образованным. Александр II решил, что его старший сын с такими проблемами не столкнется. Поэтому Николая Александровича учили по полной программе, а младших братьев, как говорится, по остаточному принципу.

В общем-то, Александр II поступал правильно. Потому что старший – Николай – учился блестяще, а младшие, честно говоря, не блестяще. Александр и Владимир были троечниками.

В 16 лет Александр, будущий царь, сдавал экзамены. Три четверки, четыре тройки и одна тройка с минусом. В 19 лет он получил на экзаменах по восьми предметам две оценки «неудовлетворительно» – по истории и русскому языку.

Дневник Николая Литвинова, воспитателя Александра, полон сетований на посредственные способности своего воспитанника. «В классе по древней истории Александр Александрович тоже много говорил вздору, хотя урок был так мал, что его без затруднения мог бы выучить семилетний ребенок» (воспитаннику уже не семь, а 16 лет). На математике «ни одна задача не была решена верно», а «немецкий язык был еще хуже математики». «Становится страшно за Александра Александровича, когда подумаешь, что переставление запятой в десятичных дробях представляет ему до сих пор еще трудности непреодолимые».

И тут возникает вопрос: а с чего, собственно, воспитателю Литвинову так страшно? Ну да, не умеет человек переставлять запятую в десятичных дробях – и что с того? Я, например, закончил физматшколу. И решал всякие дифференциалы и интегралы. А сейчас – по причине полной ненужности – все забыл и вряд ли смогу правильно переставить запятую в десятичных дробях.

Тем более Литвинов сам признавал: «Ученого из Александра Александровича никогда не сделаем». «Зато из него можно сделать практически развитого человека и человека в его положении полезного со временем для общества».

Так и делали бы практического человека! Но нет. Великого князя мучают, по словам Полиграфа Полиграфовича Шарикова, как при царском режиме. Августейший мученик науки и этикета попросил «положить ему котлетку и при этом показал какую именно, ткнув пальцем в эту котлетку». Ну и ладно. Ткнул пальцем – эка невидаль. Но разгорается скандал. «Когда я стал ему выговаривать за его манеры, то он с самым дерзким видом начал презрительно пофыркивать… Я, признаться сказать, очень рассердился и сильно на него прикрикнул, и если бы он еще высказал какое-нибудь возражение, я бы его выслал из стола и оставил бы без завтрака».

Представьте себе: 17-летнему парню нельзя ни пальцем в котлетку ткнуть, ни пофыркать. А в день рождения Александру Александровичу пришлось принимать поздравления от офицеров гвардейской конной артиллерии. И ему устраивают выволочку за то, что с генералами он поговорил, а от офицеров «отделался одним поклоном». И за это человеку портят праздник! Ужас какой-то.

При этом воспитатели решают, что надо запретить играть в снежки. Потому что эта игра опасна. Кроме того, воспитатели подумывают, не разрешить ли великому князю ложиться спать не в девять с половиной, а в десять часов вечера. Напоминаю: парню – 17 лет.

Такого детства врагу не пожелаешь. За такое детство надо молоко за вредность давать. Правда, говорят, что Александр III предпочитал не молоко, а более крепкие напитки. И напивался в стельку, и плоскую фляжку держал в сапоге. А это, между прочим, клевета. Но об этом я в другой раз расскажу.

Глеб Сташков