Как хотят обустроить город петербургские архитекторы?

На неделе в Петербурге открылась выставка «Архитектура Петербурга-2009». Тридцать архитектурных мастерских показывали свои архитектурные мысли в основном о будущем, иногда о настоящем – больше 100 проектов. Приятное впечатление оставили мастер-планы (т.е. эскизы участков – где и что будет стоять). Менее приятное – проекты и фотосессии реализованных зданий.

  Выставка в Российском этнографическом музее финансируется Объединением архитектурных мастерских Петербурга, поэтому “генералы”, входящие в это объединение,  заняли всеми своими работами основное пространство Мраморного зала, оставив верхнюю галерею другим участникам. По этой причине по разным местам оказался разбросан проведенный в начале 2009 года тайный конкурс на проект офисного небоскреба высотой не менее 180 метров на Митрофаньевском шоссе, 18. Победил Евгений Подгорнов, но чисто конструктивистский проект Вячеслава Ухова выглядел убедительнее.

“Архитектура-2009” – второе издание затеи с двухгодичным циклом. Первая прошла в 2007 году. Выставка не предусматривает призов и наград, это провоцирует назначить своих лидеров. Выскажу только личное мнение.

“За верность традициям”. Никита Явейн создал проект реконструкции Апраксина двора, который  должен был идти на конкурс. Но “Рюрик” решил выступить против “Главстроя” вместе с Шалвой Чигиринским, и на конкурс отправился проект Нормана Фостера (в итоге конкурс выиграл Крис Уилкинсон, но не факт, что его проект будет реализован). Идея Явейна состоит в попытке максимально сохранить все старые постройки, кроме здания “Лениздата”, разместив новые функции на трех уровнях. “Нижний город” – паркинги и супермаркеты, “средний город” – пешеходы и торговые ряды, “верхний город” – отели, офисы, культурные центры, жилье.

“За планов громадье”. Олег Харченко предложил мастер-план вокзального комплекса для скоростных поездов над действующим железнодорожным полотном около Московского вокзала. Весь комплекс с платформами и поездами вытягивается дугой над рельсами существующих направлений от Лиговского проспекта до бывшей Московской-Товарной. Вокзал начинается за домом Перцова и заканчивается неподалеку от храма 300-летия дома Романовых.

“За консерватизм”. Михаил Филиппов разработал альтернативный проект “Набережной Европы” в строгом неоклассическом духе, с колоннами, портиками и гранитом. Архитектор уверен, что его проект позволит разместить не только Театр танца Бориса Эйфмана, но и 111 тысяч кв. метров жилья (это близко к инвестиционным требованиям).

“За оригинальное решение”. Мастерская “Витрувий и сыновья” придумала дом-скалу на Пионерской улице, 16. Вместо больничного корпуса предложена изящная реминисценция северного модерна, популярного на Петроградской стороне.

“За дружбу народов”. Евгений Герасимов – Сергей Чобан предложили 8 жилых микрорайонов в Кудрове по образу характерной планировки европейских городов – Амстердама, Берлина, Барселоны, Вены и т.д.

В те же дни в Музее городской скульптуры открылась выставка “Финская архитектура 06-08”. Там нет амбиций, одна экология. Говорят, президент Финляндии живет в скромном доме на улице Мастокату. На выставке он обозначен буквой А.    

 


Вадим Шувалов

_______________________________________________________
   МНЕНИЕ:  

Юрий Митюрев, главный архитектор Петербурга:

– Эта выставка отражает процессы, которые происходили в центре Петербурга вчера. Надеюсь, что сейчас архитектура изменилась, применение стекла, которое так фатально присутствует на этой выставке, будет уменьшено. Оно уместно для новых районов, удаленных от центра.     

Сейчас в Петербурге действует более ста архитектурных бюро, эта выставка финансируется Объединением архитектурных мастерских, оно здесь на первом плане. Наверное, работы многих следует показывать постоянно и публично. Идея разумная, но стоимость аренды слишком велика, чтобы все могли ее потянуть. Навскидку не могу назвать в городе помещение, которое было бы пригодно для постоянного экспонирования по размеру, доступно и не было бы периодически занято для других целей.

Олег Харченко, руководитель мастерской Urbis, в 1991 – 2004 годах главный архитектор Петербурга:

– Выставка отражает реально происходящее в Петербурге. Другое дело, что это распечатки 3D-моделей. Компьютер – необходимое условие работы архитектора, создает третью реальность, в которой нет силы тяжести, нет погоды и т.д. В жизни эти фантазии не случаются    

Хороша идея постоянной выставки. Сергей Иванович Соколов, мой предшественник на посту главного архитектора, добивался передачи под эти цели здания Гауптвахты на Сенной площади. Даже было решение Ленгорисполкома о постоянной выставке. Развитие города с макетом центра. Потом здание потребовалось для серпентария, идея погибла.